Казахстанский парламент завершает работу над законопроектом «О противодействии экстремистской деятельности». Вчера он был одобрен мажилисом (нижней палатой) парламента. Новшества этого закона сводятся к составлению списка запрещенных террористических организаций (что уже вполне можно было сделать по действующему Закону «О борьбе с терроризмом») и явному введению цензуры в СМИ. В частности, законопроект предлагает ввести норму, согласно которой «уполномоченный орган по делам СМИ проводит мониторинг продукции СМИ на предмет недопущения в них пропаганды и оправдания экстремизма, соблюдения ими законодательства РК».
Незадолго до этого Верховный суд республики впервые признал ряд организаций террористическими. Причем судебное заседание по этому вопросу было объявлено закрытым. Четыре организации были названы террористическими, а значит, их деятельность в Казахстане запрещена – это «Аль-Каида», Исламская партия Восточного Туркестана, Курдский народный конгресс и Исламское движение Узбекистана. Все эти организации выступают за свержение немусульманских режимов и построение единого исламского государства Халифат. Правда, на территории Казахстана их деятельность ранее не была замечена. Лишь Исламское движение Узбекистана (ИДУ) обозначило свое присутствие агитационной работой в южном регионе республики.
Гораздо большую опасность для Казахстана может представлять «Хизб ут-Тахрир». Листовки этой организации появляются уже в соседних со столицей городах, а на юге республики все чаще задерживают ее активистов. Однако по неясной причине «Хизб ут-Тахрир» в список запрещенных организаций не попала.
В решении Верховного суда также говорится: «В республике отмечена деятельность организаций, которые маскируются под лозунгами борьбы с национальным, религиозным или идеологическим притеснением. Между тем установлено, что их уставные цели и деятельность противоречат Конституции, законам РК и международным договорам, участником которых является Казахстан».
После заседания суда представитель прокуратуры заявил журналистам, что «таких организаций в Казахстане нет». «Они у нас не действуют», – категорично заявил он. Все попытки прессы вернуть прокурора к только что оглашенному решению суда, в котором прозвучали слова о деятельности террористических организаций, не увенчались успехом. Прокурор упорно стоял на своем, а в довершение заявил журналистам, что они «вечно накаляют обстановку», и просил воздержаться «от накручивания людей».
Обстановка в республике действительно накаляется, но, похоже, вовсе не стараниями «непатриотичной прессы». Так, на последнем пленарном заседании мажилиса вопрос терроризма был выделен отдельным пунктом. По настоянию представителей Комитета национальной безопасности эту часть заседания объявили закрытой для СМИ. Правда, в чем заключалась секретность, никто так и не понял. Депутаты, выходя из зала заседаний, недоуменно пожимали плечами: все, что поведал представитель спецслужб, известно уже давно.
Складывается впечатление, что казахстанские власти всеми силами стараются увести общественное внимание от другой, более конкретной темы – прошедших парламентских выборов. Последние на фоне все новых и новых действий оппозиции и появления очередных критических высказываний грозят перерасти в нечто более серьезное, чем недовольство вечером на кухне в семейном кругу. Терроризм для этого – самая удобная тема. Правдивость этой версии косвенно подтвердил близкий к президентским кругам источник «НГ». На условиях жесткой анонимности он заявил, что «о выборах уже давно пора забыть», поскольку они «давно прошли». «А терроризм – проблема глобальная, весь мир беспокоит. Пусть пресса об этой проблеме и говорит, и укрепляет, а не раскалывает общество», – заявил он.
Алма-Ата