Прошедшие президентские выборы в Абхазии не только не привели к избранию нового легитимного главы республики, но и отодвинули ее на грань гражданской войны. При этом все последние решения государственных институтов фактически ставили под вопрос само их существование. Так, действия Центризбиркома привели к его самоликвидации. Выступление еще действующего, но тяжело больного президента Абхазии Владислава Ардзинбы о непризнании им последнего решения ЦИКа вызывает абсолютное неприятие сторонников Багапша, который уже считает себя новым президентом. Верховный суд – последняя инстанция, которая должна была бы принять решение о признании или непризнании постановления ЦИКа – всячески оттягивает этот момент.
Таким образом, можно констатировать, что в Абхазии проходят тест на прочность сами основы государственности, что, правда, является достаточно легко объяснимым, если разобраться в причинах сложившейся ситуации. Дело в том, что консолидированное войной 1992–1993 гг. за независимость абхазское общество к моменту проведения выборов оказалось крайне расколотым. Недостаток политической культуры, неразвитость институтов гражданского общества, свойственные всему постсоветскому пространству, помноженные на традиционный кавказский менталитет, не могли не привести к формированию кланово-популистской структуры общества. В результате команда Владислава Ардзинбы уже к концу 90-х годов захватила ведущие экономические позиции в Абхазии. Однако клановый принцип управления и хозяйствования не мог не привести к «выдавливанию» из клана наиболее амбициозных фигур и появлению «обделенных» лидеров, которые, составив оппозицию, стали использовать недовольство населения социально-экономическим положением и его усталостью от несменяемой политэлиты. И эта усталость и дала себя знать в результатах голосования. Скорее всего отрицательную роль сыграло и российское вмешательство в выборный процесс. Не разобравшись в настроениях абхазского общества, представители российских госструктур, ответственные за выработку закавказской политики, сделали изначально ставку на команду Ардзинбы, как «проверенную» длительным сотрудничеством, в том числе и в экономической сфере: за годы независимости значительная часть туристического и винодельческого бизнеса оказалась в собственности российских экономических субъектов. Грубые методы работы российских политтехнологов, привлекших к агитации в пользу Хаджимбы и ряд известных российских политиков, и шоу-звезд не могли не вызвать протестного голосования у части абхазского населения.
Однако результаты выборов, а главное – активные, если не сказать агрессивные действия оппозиции достаточно быстро отрезвили и абхазскую правящую команду, и российскую власть. Назначение вместо Хаджимбы на пост премьер-министра Нодара Хашбы, до недавнего времени занимавшего высокую должность в МЧС России, можно рассматривать в качестве шага России, направленного на стабилизацию ситуации. В условиях, когда все абхазские высшие институты власти парализованы, а авторитет России в республике никто не ставит под сомнение, Хашба должен сыграть роль «арбитра» в межэлитной борьбе. При этом нужно понимать, что, несмотря на активное использование сторонами публичных методов воздействия на противника, все формальные решения абхазских государственных институтов будут следствием кулуарных межэлитных договоренностей, принятых при активном участии России. На данный момент в условиях чрезвычайно динамичной ситуации можно говорить лишь о вариантах развития событий в республике. Причем каждый из них несет в себе серьезные угрозы и риски.
Первый вариант – под давлением России Багапш объявляется президентом, а команда Ардзинбы–Хаджимбы постепенно покидает свои посты в административных структурах Абхазии в обмен на гарантии своей безопасности и части полученных экономических преференций. Новая команда во главе с Сергеем Багапшем прежде всего обязуется гарантировать все имеющиеся соглашения, касающиеся российских экономических интересов в республике. В качестве гаранта как этих интересов, так и политической стабильности и выступает Хашба, который после истечения переходного периода будет заменен фигурой, близкой к Багапшу, но устраивающей обязательно и Москву.
Не исключен и вариант проведения повторных общенациональных выборов, причем в этом случае соперником Багапша, возможно, будет уже не Хаджимба, а Хашба, при условии сохранения им в случае победы на ключевых постах людей Ардзинбы. Впоследствии не исключено, что Хашба будет искать какие-то пути компромиссных отношений со своим бывшим соперником. Не исключено, что команде Ардзинбы придется пожертвовать частью экономических преференций. Однако в любом случае Россия будет пытаться стабилизировать ситуацию в Абхазии и гарантировать там свои экономические интересы.
Что касается абхазско-грузинских отношений и возможных кулуарных договоренностей Багапша с Грузией по голосованию в Гальском районе, то скорее всего это был тактический шаг, который вряд ли будет иметь какое-либо серьезное влияние на политику Абхазии по сохранению ею независимого статуса. В ближайшие годы любой абхазский лидер просто поставит под вопрос свое положение в случае попыток идти на переговоры с Грузией по изменению статуса Абхазии. В более отдаленной перспективе на судьбу непризнанной республики будет оказывать влияние фактор набирающей военно-политическое, экономическое и международное влияние России на территории бывшего СССР, с чем все более попадающие в энергетическую зависимость от Москвы западные державы будут вынуждены считаться. По-видимому, именно геополитические расклады и определят судьбу Абхазии.