Образовавшаяся еще в сентябре вереница автобусов и грузовиков с армянскими номерами по обе стороны контрольно-пропускного пункта «Верхний Ларс» на российско-грузинской границе с каждым днем растет. Закрытие этого участка Военно-Грузинской дороги в рамках антитеррористических мероприятий, объявленных Россией сразу после бесланской трагедии, создало серьезные проблемы не только для Грузии, но и для соседней Армении, оказавшейся в итоге в полной транспортной блокаде.
После закрытия КПП «Верхний Ларс» Армения попыталась использовать на грузино-российской границе другое «окно» – через контролируемый властями Южной Осетии Рокский тоннель на Транскавказской автомагистрали. Однако и тут для армянских перевозчиков возникли серьезные проблемы. В районе села Эргнети в зоне грузино-южносетинского конфликта уже полмесяца стоят автобусы и несколько «КамАЗов», следовавших транзитом в Армению. Дальнейший путь следования им перекрыла грузинская полиция, пресекающая, по официальной версии, «ввоз на территорию Грузии контрабанды из Южной Осетии».
Позицию грузинской стороны в комментарии для «НГ» выразил госминистр Грузии по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава. «Мы не раз выражали протест по поводу того, что российская сторона не закрывает Рокский тоннель. Между тем, если сухопутная межгосударственная граница объявляется закрытой, то она должна быть закрыта на всем протяжении, на всех участках. Мы понимаем что страдают пассажиры, что среди них есть женщины и дети, но не можем допустить прецедент. Уверен, что проблема будет разрешена в ближайшие дни. Власти Армении с пониманием относятся к положению, и говорить, что инцидент отразится на наших межгосударственных отношениях, излишне», – сказал госминистр «НГ».
В свою очередь, представители России неоднократно заявляли, что закрытие границы с Грузией на этом участке никоим образом не направлено против Армении, и обещали «в кратчайшие сроки» урегулировать эту проблему. Обсуждался комплекс транспортных проблем Армении и в ходе недавнего визита в Ереван министра транспорта РФ Игоря Левитина. На переговорах с президентом Армении Робертом Кочаряном и другими руководителями республики российский министр предложил армянским перевозчикам в создавшейся ситуации активнее пользоваться транспортным коридором «Север–Юг». В Москве этот маршрут рассматривают как серьезную альтернативу идущему в обход России транспортному направлению «Восток–Запад».
В Ереване глава Минтранса РФ высказался за то, чтобы транспортные проблемы Южного Кавказа решались в комплексе. Выступая на Международном армянском экономическом форуме, министр Левитин предложил серьезно проработать возможности открытия железнодорожного движения на всей территории Южного Кавказа. Глава российского Минтранса пообещал в ближайшее время представить властям Армении, Азербайджана и Грузии «конкретные предложения по открытию движения в регионе». «Если бы нам удалось восстановить движение по этому маршруту, мы могли бы перевозить объем грузов, который еще в недавнем прошлом измерялся десятками миллионов тонн и который сейчас идет в обход наших стран», – цитируют слова российского министра армянские СМИ. «Эти дороги достались нам от большой страны, в которой мы вместе жили. Если есть политическая воля, а встреча с президентом Армении показала, что она есть, то необходимо отойти от политических вопросов и сделать транспорт экстерриториальным», – заявил Игорь Левитин.
Тбилиси–Москва