В Москве к белорусскому посольству пришли только те студенты, которые не побывали на предварительной беседе с сотрудниками дипмиссии.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В минувшее воскресенье в Москве и Минске люди протестовали против референдума о продлении полномочий Лукашенко, назначенного на 17 октября. В столице Белоруссии, в малолюдном парке на площади Бангалор, собрались несколько сотен человек, в Москве – всего полтора десятка участников с лозунгами «Третий лишний!», «Лукашенко: 1994–2001, 2001–2006, 2006–...» и т.п. В России пикет у здания белорусского посольства устроили студенты, обучающиеся в России, и представители белорусской диаспоры. Обе акции организовала белорусская оппозиция. В Минске получить разрешение на даже не очень многочисленную акцию протеста всегда считалось делом невероятно сложным, поэтому в мэрию изначально было подано две заявки. «Первую отклонили, а вторую одобрили, что явилось большой неожиданностью, – сказал «НГ» Анатолий Лебедько, лидер Объединенной гражданской партии. – Разрешение мы получили в последний момент, поэтому оповестить об этом жителей Минска оказалось практически невозможным. На это власти и рассчитывали». Пикет в Москве был разрешен местными властями. Правда, пришли всего 15 человек. Один из митингующих рассказал корреспонденту «НГ», что накануне белорусские студенты были вызваны в посольство для беседы. О чем шла речь, он не знает, так как является российским гражданином, однако около 50 человек на пикет после этого не пришли.
Белорусские эксперты предполагают, что оба мероприятия разрешены по указанию самого Лукашенко. Белорусский президент не раз «благодарил Бога за такую оппозицию», которая во многих случаях сама играет ему на руку. Разрешив сразу несколько акций в один день (в 16 часов в центре Минска прошел еще один небольшой митинг оппозиции), тем самым Лукашенко продемонстрировал свою лояльность и демократичность. Особенно это важно теперь, когда на него ополчилась вся Европа, а Конгресс США принял «Акт о демократии в Белоруссии», предусматривающий беспрецедентные меры давления на руководство страны.
Как рассказал «НГ» Анатолий Лебедько, накануне митинга были задержаны 15 активистов оппозиции, пытавшиеся расклеить по Минску листовки: «Власти формально разрешили митинг. А на деле приложили все усилия, чтобы свести эффект от него к минимуму. Задержанные провели ночь в изоляторах милиции и КГБ. Разрешили митинг впритык ко времени его проведения – чтобы мы никому не успели сообщить┘» Действительно, информация о событии отсутствовала даже на белорусских антилукашенковских сайтах и на Радио «Свобода», которые всегда поддерживали подобные акции.
По мнению директора Центра стратегических исследований Андрея Пионтковского (Москва), в одобрении митинга московскими властями нет ничего странного. На деле, считает Пионтковский, «Москва достаточно снисходительно отнесется к попытке Лукашенко пойти на третий срок по двум причинам. Во-первых, после знаменитого обращения президента Путина к нации в России началась широкая антизападная кампания, если не сказать истерия. Во-вторых, все, что делает сегодня Путин в сфере внутриполитической, наводит на мысль, что логическим продолжением его действий станет и его третий срок. Поэтому было бы странным, если бы Москва выступала против Лукашенко».
Еще одна версия была высказана «НГ» накануне митинга одним из белорусских тележурналистов, который пожелал остаться неизвестным. По его словам, не важно, в чем суть события и какой именно статье Конституции противоречит вынесенный на референдум вопрос. Важно, как это покажет и прокомментирует телевидение. Все, что нужно сделать Лукашенко, – показать оппозицию провокатором беспорядков в «крепкой, спокойной и процветающей Белоруссии». Далее картинку накладывают на пропагандистский текст и┘ рейтинг Лукашенко, вместо того чтобы падать, неудержимо растет. Эта мысль подтверждается и в одном из последних отчетов Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ, в котором говорится, что 75–77% предвыборного телеэфира занимает белорусский президент, о достижениях которого так или иначе говорится в любом репортаже. Разумеется, в воскресенье вечером в новостях показали уныло пьющую пиво молодежь и бабушек, достающих бело-красно-белые флаги из объемистых авосек.
Анатолий Лебедько объясняет малочисленность акции тем, что в Белоруссии развернута масштабная агитационная кампании в пользу референдума. «Общество деморализовано. Абсолютное большинство людей против изменения Конституции в пользу Лукашенко. Но по телевизору, в рекламных растяжках на главных улицах, в газетах – всюду говорят и пишут, что страна за Лукашенко, за проводимую им политику».
По мнению белорусских оппозиционеров, Лукашенко манипулирует всей страной и пока ему удается делать это безукоризненно. В таком контексте ему не страшны никакие митинги. Об умении белорусского лидера извлекать выгоду из любого события уже ходят анекдоты. Вот один из последних. Господь Бог за 20 дней до конца света призвал к себе Лукашенко и Путина. Вернувшись с приема, Путин сообщил, что у него две плохие новости: Бог все-таки есть и до конца света 20 дней. Зато Лукашенко вышел к избирателям, сияя: «Вчера меня вызывал к себе Господь Бог. И выяснилось, что я буду править до конца света┘»
Минск–Москва