В конце минувшей недели в Тбилиси побывала представительная делегация московских журналистов. Руководителей ведущих российских СМИ, авторитетных московских обозревателей в грузинскую столицу пригласил президент Михаил Саакашвили. Как пояснили «НГ» в президентской администрации, с одной целью: в период очередного охлаждения российско-грузинских отношений через московские СМИ донести до россиян информацию о реальном положении дел, об искреннем желании Тбилиси наладить добрососедские, качественно новые взаимоотношения с Москвой. Причем разговор с российскими журналистами еще неделю назад даже не входил в планы президента Саакашвили. Это решение было принято экстренно, как нестандартный ход президента Грузии и его окружения.
Первая встреча гостей с представителями грузинских властей прошла в открытом режиме в одной из фешенебельных тбилисских гостиниц «Шератон-Метехи-Палас». Премьер-министр Зураб Жвания, министр экономического развития Каха Бендукидзе, вице-спикер парламента Михаил Мачавариани рассказали о проводимых в Грузии политических и экономических реформах, о своих надеждах на никак не получающийся прорыв в отношениях между Тбилиси и Москвой. Ничего нового гости не услышали – интересующимся грузинской проблематикой эта информация была хорошо известна и до этой поездки в Тбилиси. Зато они получили возможность задавать самые острые, в том числе и «на грани фола» вопросы, чем сполна и воспользовались. Затем московских журналистов в своей резиденции принял Михаил Саакашвили. По свидетельству участников обеих встреч, разница в «протоколе» была лишь одна: в президентскую резиденцию позвали только московских гостей. Что касается формата, то он был тем же – максимально открытым.
Это приглашенных и поразило больше всего. К такому формату встреч с первыми лицами государств российские журналисты попросту не привыкли – их пригласили на разговор. Именно на разговор, а не протокольное мероприятие, где все заранее расписано, обговорено, согласовано: и продолжительность приема, и количество вопросов, и их очередность, и, как ни печально, их содержание. В Тбилиси в минувшие четверг и пятницу было все иначе. Необычным оказалось само поступившее из Тбилиси приглашение: на всем пространстве СНГ еще ни разу не было случая, чтобы президент какой-то из стран-участниц пригласил поговорить журналистов из другой страны. Михаил Саакашвили посчитал это необходимым, потому что у себя в Грузии до сих пор считает прессу, радио и телевидение силой, реально влияющей на превалирующие в обществе мнения, суждения, оценки.
Еще один момент, откровенно удививший московских гостей, – наличие в Грузии большого числа действительно независимых СМИ. Причем доступ к президенту имеет не только государственный Первый канал грузинского телевидения, но и независимые «Имеди» («Надежда»), «Мзе» («Солнце»), «Рустави-2», корреспонденты местных информагентств. И главное, что их представителей никто даже не думает ограничивать в праве задавать вопросы. Так было и на этот раз – по числу вопросов к руководителям страны тбилисские телевизионщики ни в чем не уступили московским гостям.
Прошедшие в Тбилиси встречи и особенно представительство российской группы выявили, что от такого открытого разговора в Москве успели отвыкнуть. Во всяком случае, на приглашение президента Грузии откликнулись далеко не все руководители российских СМИ.
Тбилиси–Москва