Кандидат от абхазской оппозиции Сергей Багапш нарушил все планы Москвы.
Фото Reuters
Весь вчерашний день абхазский Центризбирком пребывал в состоянии, близком к панике. Несмотря на неоднократные обещания председателя местного ЦИКа Сергея Смыра обнародовать первые предварительные итоги воскресных президентских выборов уже утром в понедельник, в этом ведомстве в течение дня так и не рискнули выдать хоть какие-то цифры. А все потому, что, по данным источников «НГ», поступающие с мест результаты никак не сходились с раскладом, который прогнозировался. Причем прогнозировался не только в Сухуми, но и в Москве, где еще задолго до дня голосования сделали ставку на нынешнего абхазского премьера Рауля Хаджимбу.
По информации «НГ», выборы в Абхазии курировало Управление администрации президента по внешней политике. В частности, в Абхазии постоянно находился руководитель входящего в управление отдела по взаимодействию со странами СНГ Алексей Ситнин. Традиционно участвовали в предвыборном «процессе» и российские силовики, считавшие Хаджимбу наиболее удобным, прогнозируемым абхазским политиком. Однако все в Абхазии пошло совсем не так, как просчитывали в Москве. Заранее спрогнозированная победа уплывала совсем в другую сторону – к сопернику Рауля Хаджимбы, гендиректору «Черноморэнерго» Сергею Багапшу, сумевшему, как оказалось, перед самыми выборами заручиться поддержкой большинства местных оппозиционных нынешней власти сил.
Косвенным подтверждением поражения ставленника Москвы стала информация из Сухуми о возможности назначения в ближайшее время исполняющего обязанности главы Абхазии.
Как сообщила радиостанция «Эхо Моcквы» со ссылкой на свои сухумские источники, действующий президент Владислав Ардзинба может назначить на этот пост высокопоставленного сотрудника российского МЧС Нодара Хашбу. Между тем в избирательном штабе Сергея Багапша уже фактически празднуют победу и утверждают, что за их кандидата проголосовали более 50% абхазских избирателей, в то время как за Рауля Хаджимбу – только 42%. Этого, согласно местному законодательству, достаточно для победы уже в первом туре. «Этим и объясняется затянувшееся молчание нашего Центризбиркома – там таких результатов не ожидали и сейчас пытаются как-то выправить ситуацию», – сказал руководитель Сухумского городского избирательного штаба Багапша Борис Ачба. Сам кандидат в президенты Абхазии Сергей Багапш в телефонном интервью «НГ» уточнил: за него проголосовали 45 тысяч избирателей, а за Хаджимбу – лишь 28 тысяч. «Ни о каком втором туре, таким образом, не может быть и речи», – заявил Багапш.
Считается, что «замалчиваемый» успех Сергея Багапша во многом обусловлен той поддержкой, которую ему оказали избиратели населенного в основном грузинами Гальского района. По некоторым данным, команду голосовать за Багапша, как за более приемлемого для Грузии кандидата, там получили из Тбилиси. Однако в штабе Багапша заявляют, что реально цифры из этого «грузинского» района особого влияния на итоги президентских выборов не оказали. По словам самого Сергея Багапша, здесь можно вести речь о выборе большинства населения всей Абхазии.
В Сухуми не исключают, что, получив такой неожиданный расклад, власти Абхазии попытаются найти повод для отмены результатов голосования в Гальском районе – только так, мол, у команды Хаджимбы появится шанс довести дело хотя бы до второго тура президентских выборов. Сторонники Сергея Багапша такую возможность исключают и заявляют, что «не позволят украсть» у них победу.
В Москве пока официально президентские выборы в Абхазии предпочитают не комментировать. Но кое-какие оценки звучали уже вчера. Как рассказал «НГ» директор Института СНГ Константин Затулин, только что вернувшийся из Сухуми, с оглашением предварительных итогов действительно вышла «неувязка». По его словам, подсчет голосов приостановлен из-за жалоб на серьезные нарушения в Гальском районе, где Хаджимба воскресные выборы проиграл своему сопернику вчистую. Между тем еще за несколько дней до выборов складывалось впечатление, что «оппозиция в лице Сергея Багапша «гарантированно проигрывала выборы». «Однако на последнем этапе Хаджимба, похоже, дрогнул, и это произвело впечатление на многих колеблющихся», – сказал Затулин.
Комментируя итоги выборов, Сергей Багапш в интервью «НГ» отметил одну любопытную деталь. По его мнению, и в Москве, и в штабе Хаджимбы просто-напросто «перестарались». «Наши оппоненты не учли весьма важный момент: на этот раз в Абхазии впервые проводились действительно альтернативные выборы, и абхазский народ сам хотел решить судьбу своей республики. Избиратели в итоге выступили против грубого давления власти, против информационной блокады оппозиционных сил, против черного пиара в российской прессе. В итоге и получился результат, прямо противоположный тому, который планировался в Москве. Последней каплей стал праздничный концерт 30 сентября по случаю годовщины независимости Абхазии, когда в Сухуми съехались большие российские чиновники и депутаты. Приехали с одной целью – агитировать за Хаджимбу. Там были замгенпрокурора Колесников, лидер ЛДПР Жириновский, вице-спикер российской Госдумы Чилингаров, певцы Газманов и Кобзон. А в итоге все это дало обратный эффект, не тот, на который Москва рассчитывала», – считает Багапш.
В его штабе уверены, что власти Абхазии в конечном итоге не рискнут на тотальную фальсификацию либо на отмену итогов президентских выборов. «Но даже если это произойдет, мы людей на улицу выводить не собираемся. Попытаемся доказать свою правоту в судебном порядке», – сказал Сергей Багапш. Если же дело в итоге дойдет до серьезного обострения обстановки, то, по его словам, вся ответственность за это ляжет не на оппозицию, а на абхазский ЦИК и нынешнее руководство республики.
Если считать Абхазию неформальным российским регионом, выборы там стоило бы отложить и дождаться, когда вступит в силу закон о назначении губернаторов президентом. А так вышел конфуз. Очевидно, что уже начался поиск крайнего в президентской администрации, откуда поступают противоречивые сведения о том, кто же из кремлевских руководителей отвечал за «правильные» абхазские выборы.