На этой неделе, встречаясь с редакторами российских СМИ, премьер-министр и возможный будущий президент Украины Виктор Янукович впервые (!) озвучил свою предвыборную программу. Неожиданно серьезное заявление украинского премьера призвано не только показать новый курс Украины, но и продемонстрировать, что оценки Виктора Януковича как несамостоятельного политика, предпочитающего держаться в тени действующего президента, мягко говоря, не верны. Янукович и серьезен, и самостоятелен. Более того, его последние слова дают надежду, что интеграционные процессы, о которых сейчас так много говорят и российские, и украинские политики, не форма «предвыборной агитации», а реальный процесс, остановить который уже невозможно.
Многочисленные и представительные встречи по вопросам интеграции, как в рамках ЕЭП, так и путем развития двусторонних отношений, позволили решить ряд крайне важных для России и Украины вопросов, касающихся ТЭКа, тарифно-таможенного регулирования и т.д. И все-таки на уровне общественного сознания есть определенный разрыв между двумя понятиями – выигрыш для экономики и выигрыш для граждан. Одни лишь воля и желание политических и бизнес-элит для объединения недостаточны. Этот процесс лишь тогда эффективен, лишь тогда приносит плоды, когда в нем заинтересованы без преувеличения все граждане страны, от коммерсантов до домохозяек, от чиновников до пенсионеров.
Первым на пространстве ЕЭП понял это как раз Виктор Янукович. Его инициативы кажутся «приземленными», бытовыми, но именно интеграция «по Януковичу» – это интеграция, пользу от которой будет ощущать каждый.
О чем же сказал украинский премьер? О русском языке, который должен получить на Украине статус второго государственного. О проработке российскими и украинскими властями закона о признании двойного гражданства. О важности принятого странами – участницами ЕЭП решения отказаться с 1 января 2005 года от двойного налогообложения. О создании транспортного коридора через Керченский пролив.
Реализация всего комплекса предложенных украинским премьер-министром мер на практике означает, что глобальные выгоды интеграции на постсоветском пространстве перестают быть прерогативой крупного бизнеса.
Взять для примера хотя бы вопрос с двойным гражданством, которое сейчас Украина не признает. Ведь это не только и не столько правовая, юридическая проблема, это живые люди, это человеческие судьбы, это семьи, разделенные государственной границей и прихотями паспортных служб. А миллионы украинских граждан, которые сегодня работают за пределами страны, но при этом не собираются разрывать свои связи с родиной? Трудовая миграция – явление в целом совершенно нормальное, позволяющее обеспечить ряд российских регионов недостающими рабочими руками, а украинские семьи заработком. Но на сегодняшний день трудовая миграция оказалась вырвана из правового поля, она фактически игнорируется властями и уже одним этим создает питательную почву для криминала и коррупции. Виктор Янукович предлагает «немного»: «всего лишь» дать людям возможность не только свободно перемещаться, но и легально работать, находиться под защитой закона. А еще дать возможность государствам собирать налоги – ни для кого не секрет, что сейчас труд «нелегалов» оплачивается в основном «черным налом». Нужно ли это Украине? А России? А другим странам – участницам ЕЭП? Ответ очевиден.
Не менее важен и поднятый Виктором Януковичем вопрос о языке. В Советском Союзе существовало, по сути, очень верное и совершенно не утратившее своей значимости определение русского языка – язык межнационального общения. И сегодня признание такого исторически сложившегося статуса за русским языком не может рассматриваться как посягательство на культурные традиции и этническую самобытность других народов. Это исключительно способ, механизм, на всех уровнях облегчающий коммуникации, взаимопонимание, обеспечивающий фундамент для интеграционных процессов. Единое экономическое пространство требует не только единой законодательной, нормативной, процессуальной базы, но и единого понятного всем языка общения. А для Украины, где примерно треть граждан до сих пор считает именно русский язык родным, проблема второго государственного языка имеет особую важность.
И здесь еще раз необходимо вернуться к тому, что впервые за время избирательной кампании Виктор Янукович выступил в качестве совершенно самостоятельного политика, сыграл, цитируя его же, «по-крупному». И вопрос о статусе русского языка, и признание двойного гражданства для страны, значительная часть трудоспособного населения которой регулярно отправляется «на заработки» к соседям, в Россию или в Польшу, не являются надуманными, существующими лишь в рамках избирательной кампании. Это острые и насущные проблемы, волнующие практически все население республики. Но действующая власть, с которой, как принято считать, ассоциируется премьер Янукович, мало что сделала для их решения, предпочитая не замечать острых углов или, если говорить о языке, зачастую идя на ущемление прав русскоговорящего, даже нельзя сказать, что меньшинства. Собственно, внутренняя политика Леонида Кучмы сводилась к постоянному лавированию между интересами Востока и Запада. В противовес ему премьер Янукович выступил как лидер, предлагающий интеграционные решения как для ЕЭП в целом, так и для самой расколотой надвое внутренним кризисом Украины. Сейчас Янукович демонстрирует не готовность обходить сложные вопросы, а, наоборот, готовность увидеть, понять и решить наиболее важные проблемы республики.
Высказанное наиболее вероятным кандидатом на пост президента Украины видение интеграционных процессов в ЕЭП и заявленный им курс на сближение позволяют и российским властям всерьез надеяться на то, что в лице Виктора Януковича они получат не изощренного интригана и не послушную марионетку, а сильного и самостоятельного лидера, способного стать верным союзником в деле хозяйственной, экономической и политической интеграции России и Украины.