Вооруженные силы России приступают к совершенствованию системы антитеррористической безопасности на территории бывших советских республик. Сложность задачи заключается в том, что российские военные объекты функционируют в большинстве стран СНГ – за исключением Туркмении и Узбекистана, однако подключить к их охране правоохранительные органы РФ весьма проблематично. Единственное, на что в таких условиях могут рассчитывать командиры этих объектов, это взаимодействие с местными силовыми ведомствами. Однако получается это не везде, так как в большинстве стран Содружества национальные правоохранительные системы находятся в стадии становления и не всегда эффективны.
Между тем необходимость создания такой упреждающей системы безопасности обусловлена тем, что в государствах СНГ сосредоточены важные российские военные объекты, влияющие на состояние стратегической стабильности не только на территории бывшего СССР, но и в мире в целом. Скажем, на Украине сосредоточено более 70% всего Черноморского флота России; в Казахстане дислоцирован арендуемый Россией космодром «Байконур», откуда наряду с гражданскими запускаются космические аппараты военного и двойного назначения; в Белоруссии, Таджикистане и Азербайджане действуют радиолокационные станции дальнего обнаружения средств ракетного нападения вероятного противника. Этими объектами список, конечно же, не исчерпывается.
Во исполнение специальной директивы российского Генштаба, регламентирующей работу в этом направлении, в дислоцирующихся за рубежом воинских частях уже назначены ответственные офицеры, сформированы группы быстрого реагирования, которые должны в любое время суток быть готовы отразить возможные атаки террористов, реагировать на любые чрезвычайные происшествия, в том числе и техногенного характера.
Примером же организации взаимодействия с национальными силами безопасности может быть совместная антитеррористическая работа, которую осваивают соответствующие службы российского Черноморского флота и ВМС Украины. В Москве и Киеве исходят из того, что значительная часть кораблей флотов Украины и России дислоцирована в так называемых бухтах совместного базирования (бухты Стрелецкая и Севастопольская) и наиболее эффективной является их совместная охрана. В Севастополе, в частности, уже давно активно взаимодействуют военные комендатуры ЧФ и ВМС Украины. И патрули военнослужащих двух стран получают аналогичные задачи по охране общественного порядка в городе и в воинских гарнизонах. Взаимодействуют и спецслужбы. Однако и здесь, с учетом активизации радикальных сепаратистских организаций крымских татар, требующих национальной автономии Крымского полуострова, необходимы дополнительные мероприятия, связанные с обеспечением антитеррористической безопасности.
Как сказал «НГ» председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров, эти задачи связаны с усилением взаимодействия органов военной контрразведки двух стран, выделением технических средств наблюдения за сохранностью боевой техники, боеприпасов и т.п. «Все, что связано с воинскими частями, с кораблями террористы могут рассматривать и как объекты нападения, и как источники пополнения запасов оружия. Нельзя сказать, что Крым в этом смысле стоит особняком, однако ситуация сейчас такова, что от террористических угроз никто не застрахован», – сказал российский парламентарий.
В Москве считают, что меры, которые реализуются военными флотами России и Украины, должны быть распространены и в других странах, где имеются российские военные объекты. При этом в военном ведомстве РФ признают, что наиболее сложной будет охрана объектов, дислоцированных в мусульманских странах СНГ – в Азербайджане и государствах Центральной Азии, где все более активно действуют экстремистские религиозные организации типа «Хизб ут-Тахрир», Исламское движение Туркестана и т.п.
Важнейшие российские военные объекты на территории СНГ, на которых вводятся повышенные меры антитеррористической безопасности
Украина
– 3 пункта базирования корабельного состава Черноморского флота РФ: Севастополь (бухты Севастопольская, Южная, Карантинная, Казачья), Феодосия и временно Николаев;
– 2 основных аэродрома: Гвардейское, Севастополь (Кача); 2 запасных аэродрома: Севастополь (мыс Херсонес, Южный)
Казахстан
– 5-й Государственный испытательный космодром (н.п. Тюратам);
– отдельный полк транспортной авиации ВВС РФ (Кустанай);
– отдельный радиотехнический узел Космических войск (Приозерск, полигон Сарышаган)
Киргизия
– военно-воздушная база ВВС РФ (г. Кант);
– испытательная база противолодочного вооружения (Каракол)
Таджикистан
– оптико-электронный узел системы контроля космического пространства (Нурек);
– 201-я мсд (Душанбе, Курган-Тюбе, Куляб)
Азербайджан
– РЛС «Габала»
Белоруссия
– РЛС «Волга» (Барановичи);
– 43-й узел связи ВМФ (Вилейка)
Грузия
– Две военные базы – 12-я в Батуми и 62-я в Ахалкалаки;
– группировка миротворческих сил в Абхазии (около 1600 чел.), штаб в Сухуми;
– группировка миротворческих сил в Южной Осетии (около 600 чел.), штаб в Цхинвали
Армения
– 102-я военная база в Гюмри
Молдова
– группировка миротворческих сил в Приднестровье, штаб в Тирасполе