В Узбекистане вчера стартовала избирательная кампания по выборам в парламент и местные органы власти республики. Новый узбекский парламент в отличие от нынешнего однопалатного будет состоять из двух палат – нижней, законодательной, и сената. В законодательную палату предстоит избрать 120 депутатов. Верхняя палата будет состоять из 100 сенаторов, 16 из которых будут назначены главой государства, а остальных планируется избирать на сессиях областных, районных и городских органов власти. Нынешний парламент состоит из 250 депутатов, которые были избраны в 1999 году на пять лет. Примечательно, что если сейчас народные избранники заседают четыре раза в год по два дня, то с будущего года нижняя палата нового парламента будет работать постоянно, на профессиональной основе.
Как сообщили «НГ» в узбекском Центризбиркоме, официальное выдвижение кандидатов начнется 20 октября и завершится 10 ноября, сами же выборы состоятся 26 декабря. Назначая дату выборов, узбекские власти в принципе слукавили. День голосования совпадает с рождественскими каникулами на Западе. А это, несомненно, отразится на числе иностранных наблюдателей, как правило, создающих местным властям определенные проблемы. Кроме того, предновогодние хлопоты значительно снизят и активность местного электората. Тем более что большинство потенциальных избирателей до сих пор не имеют представления о том, сколько партий примет участие в выборах. Как следует из результатов недавнего опроса, проведенного центром изучения общественного мнения Узбекистана «Ижтимоий фикр» («Общественное мнение»), 54% опрошенных затруднились ответить, за какую партию они бы голосовали.
Между тем сам выбор не слишком-то и велик. В Узбекистане на сегодня официально зарегистрировано только пять политических партий, причем все они лояльны к нынешней власти. Это означает, полагает большинство местных независимых наблюдателей, что выборы пройдут фактически на безальтернативной основе.
Между тем оппозиция есть и в этой центральноазиатской стране. В настоящее время в Узбекистане существуют по меньшей мере три оппозиционные партии, которым, правда, так и не удалось получить официальную регистрацию. Как заявил министр юстиции Узбекистана Абдусамат Палван-заде, все дело в том, что «претендующие на регистрацию политизированные структуры не оформились как полноценные партии». Между тем на преодоление разного рода бюрократических уловок партии «Эрк» («Воля») и «Бирлик» («Единство») потратили последние десять лет, и все безуспешно. В то же время, как утверждает министр Палван-заде, «никаких учредительных документов для регистрации партии «Эрк» в Министерство юстиции не поступало. А в документах народного движения «Бирлик» были установлены факты массовых фальсификаций подписей граждан». То же, отметил он, касается и третьей оппозиционной партии – «Озод дехканлар» («Свободные дехкане»).
И в обозримом будущем роль оппозиции в политической жизни Узбекистана вряд ли возрастет. Десять лет официального запрета на деятельность оппозиционных партий не прошли для этой страны бесследно. Даже с учетом того, что два года назад с партии «Бирлик» был снят запрет на публичную деятельность, надежд на ее официальную легализацию немного.
Еще более туманно будущее партии «Эрк», лидера которой Мухаммада Салиха узбекские власти обвиняют не в чем ином, как в причастности к терроризму.
С учетом такого расклада, считает политолог, директор российского Центра стратегических исследований Андрей Пионтковский, по уровню демократичности предстоящие выборы в Узбекистане похожи на те, что состоялись в минувшее воскресенье в соседнем Казахстане. «В Казахстане усилиями властей победу одержали партии, лидерами которых являются президент Нурсултан Назарбаев и его дочь Дарига. Но там в парламентских выборах все-таки участвовало 12 политических партий, в том числе и явно оппозиционные курсу нынешнего главы государства, – сказал Пионтковский в комментарии «НГ». – Режим Ислама Каримова, похоже, куда жестче, нежели в Казахстане, и в Ташкенте даже в условиях безальтернативности заранее определили, кто должен оказаться в новом республиканском парламенте». Впрочем, считает российский политолог, «это становится общей тенденцией для всего постсоветского пространства, за исключением разве что Украины».