0
918
Газета СНГ Интернет-версия

21.09.2004 00:00:00

Надо знать, против кого дружить

Виктор Мясников
Обозреватель «Независимого военного обозрения»

Об авторе: Виктор Алексеевич Мясников - обозреватель "Независимой газеты".

Тэги: снг, безопасность, одкб


На саммите в Астане было принято принципиальное решение реформировать структуры СНГ, в частности создать Совет безопасности СНГ по борьбе с терроризмом. Как сказал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, «в условиях глобализации и возникновения новых угроз государства СНГ должны объединить усилия для решения наиболее актуальных международных проблем».

В настоящее время в рамках СНГ существуют две параллельные коллективные военные структуры. Одна чисто военная – Совет министров обороны СНГ, созданный 12 лет назад для выработки единой военной политики. При нем существуют постоянный секретариат, Штаб по координации военного сотрудничества СНГ (ШКВС) и целый ряд советов и комитетов.

Вторая – антитеррористическая – Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую входят 6 государств: Россия, Киргизия, Таджикистан, Казахстан, Армения и Белоруссия. В рамках ОДКБ уже созданы коллективные силы быстрого развертывания в составе нескольких батальонов мобильных войск, вертолетной эскадрильи, фронтовой авиации.

Последние два года реальное сотрудничество в военной области развивается только между этими шестью странами, потому что у них имеется общий противник – международный терроризм. В рамках Организации Договора о коллективной безопасности регулярно проводятся совместные учения, в качестве координирующего штаба действует единый Антитеррористический центр.

Военные структуры СНГ, созданные еще в начале 1990-х для построения общей военной организации стран Содружества, оказались отодвинуты на задний план. Свою задачу они выполнить не смогли, поскольку государства СНГ так и не пришли к единому пониманию военной угрозы. Когда одни стремятся вступить в НАТО, а другие по-прежнему рассматривают расширение НАТО на восток как потенциальную опасность, общую позицию выработать трудно. Если принять во внимание пограничный спор между Россией и Украиной, «замороженный» военный конфликт Азербайджана и Армении, то ни о какой скоординированной военной политике вообще не может быть речи. Так что отмирание Совета министров обороны СНГ и прилагающихся к нему военных структур было лишь вопросом времени.

Антитеррористическая ОДКБ и военные структуры СНГ между собой ладят плохо. Прежде всего, как отметили информированные источники, из-за снижения финансирования последних. Создание антитеррористического Совбеза СНГ автоматически приведет к ликвидации неэффективного Совета министров обороны со всеми штабами и комитетами.

Единственная структура, которая точно не пострадает от грядущей военно-административной реформы СНГ, – это Объединенная система ПВО. Поскольку в одиночку закрыть свое небо ни одна из стран СНГ, включая Россию, не может, на этом фронте сотрудничество развивается ударными темпами. На ПВО в 2005 году главы государств Содружества утвердили ассигнования в 2,3 млрд. руб. против 800 млн. руб. в 2004 году. Рост почти в три раза!

Организация Договора о коллективной безопасности и ее коллективные силы возникли как ответ на террористические действия, и пока существует эта угроза, военное взаимодействие шести стран-участниц будет развиваться. Более того, широко трактуемое понятие международного терроризма как внешней угрозы, позволяет гарантировать взаимную защиту членов ОДКБ от любой внешней агрессии. Поэтому кроме России, Киргизии и Таджикистана, прямо участвующих в войне с терроризмом, в ОДКБ входит Казахстан, который в силу своего геостратегического положения может стать объектом террористического нападения, и Армения, заинтересованная в предотвращении возможного вооруженного конфликта с Азербайджаном. А режиму Лукашенко в Белоруссии требуется защита на случай выступлений оппозиции, способных спровоцировать «гуманитарную интервенцию» югославского образца.

Узбекистан, безусловно страдающий от терроризма, принципиально держится в стороне от любых военных блоков. Однако в случае создания антитеррористического Совбеза Узбекистан может в него войти.

Еще один кандидат – Украина. Пока у нее нет военных угроз ни с Запада, ни с Востока. Крымско-татарский сепаратизм тоже не вышел из-под контроля. Так что для президента Кучмы это – вопрос политический, а не военный. И экономический – борьба с отмыванием преступных капиталов и утечкой денег за рубеж для Украины имеет немаловажное значение. С другой стороны, Украина, как Молдавия и Туркмения, не участвует в Совете министров обороны СНГ.

Для координации усилий в борьбе с терроризмом предложение Нурсултана Назарбаева более чем актуально. Сейчас начальники погранвойск СНГ собираются в своем комитете, министры обороны – в своем, у спецслужб и министров иностранных дел тоже отдельные структуры. Собрать эти силы в один кулак просто необходимо. Что касается многолетних попыток создать хотя бы некоторое подобие единой военной организации СНГ или просто наладить скоординированное сотрудничество между вооруженными силами, то процесс можно считать законченным. И поставить на нем жирный крест.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1881
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3894
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2930
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2397

Другие новости