На саммите в Астане было принято принципиальное решение реформировать структуры СНГ, в частности создать Совет безопасности СНГ по борьбе с терроризмом. Как сказал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, «в условиях глобализации и возникновения новых угроз государства СНГ должны объединить усилия для решения наиболее актуальных международных проблем».
В настоящее время в рамках СНГ существуют две параллельные коллективные военные структуры. Одна чисто военная – Совет министров обороны СНГ, созданный 12 лет назад для выработки единой военной политики. При нем существуют постоянный секретариат, Штаб по координации военного сотрудничества СНГ (ШКВС) и целый ряд советов и комитетов.
Вторая – антитеррористическая – Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую входят 6 государств: Россия, Киргизия, Таджикистан, Казахстан, Армения и Белоруссия. В рамках ОДКБ уже созданы коллективные силы быстрого развертывания в составе нескольких батальонов мобильных войск, вертолетной эскадрильи, фронтовой авиации.
Последние два года реальное сотрудничество в военной области развивается только между этими шестью странами, потому что у них имеется общий противник – международный терроризм. В рамках Организации Договора о коллективной безопасности регулярно проводятся совместные учения, в качестве координирующего штаба действует единый Антитеррористический центр.
Военные структуры СНГ, созданные еще в начале 1990-х для построения общей военной организации стран Содружества, оказались отодвинуты на задний план. Свою задачу они выполнить не смогли, поскольку государства СНГ так и не пришли к единому пониманию военной угрозы. Когда одни стремятся вступить в НАТО, а другие по-прежнему рассматривают расширение НАТО на восток как потенциальную опасность, общую позицию выработать трудно. Если принять во внимание пограничный спор между Россией и Украиной, «замороженный» военный конфликт Азербайджана и Армении, то ни о какой скоординированной военной политике вообще не может быть речи. Так что отмирание Совета министров обороны СНГ и прилагающихся к нему военных структур было лишь вопросом времени.
Антитеррористическая ОДКБ и военные структуры СНГ между собой ладят плохо. Прежде всего, как отметили информированные источники, из-за снижения финансирования последних. Создание антитеррористического Совбеза СНГ автоматически приведет к ликвидации неэффективного Совета министров обороны со всеми штабами и комитетами.
Единственная структура, которая точно не пострадает от грядущей военно-административной реформы СНГ, – это Объединенная система ПВО. Поскольку в одиночку закрыть свое небо ни одна из стран СНГ, включая Россию, не может, на этом фронте сотрудничество развивается ударными темпами. На ПВО в 2005 году главы государств Содружества утвердили ассигнования в 2,3 млрд. руб. против 800 млн. руб. в 2004 году. Рост почти в три раза!
Организация Договора о коллективной безопасности и ее коллективные силы возникли как ответ на террористические действия, и пока существует эта угроза, военное взаимодействие шести стран-участниц будет развиваться. Более того, широко трактуемое понятие международного терроризма как внешней угрозы, позволяет гарантировать взаимную защиту членов ОДКБ от любой внешней агрессии. Поэтому кроме России, Киргизии и Таджикистана, прямо участвующих в войне с терроризмом, в ОДКБ входит Казахстан, который в силу своего геостратегического положения может стать объектом террористического нападения, и Армения, заинтересованная в предотвращении возможного вооруженного конфликта с Азербайджаном. А режиму Лукашенко в Белоруссии требуется защита на случай выступлений оппозиции, способных спровоцировать «гуманитарную интервенцию» югославского образца.
Узбекистан, безусловно страдающий от терроризма, принципиально держится в стороне от любых военных блоков. Однако в случае создания антитеррористического Совбеза Узбекистан может в него войти.
Еще один кандидат – Украина. Пока у нее нет военных угроз ни с Запада, ни с Востока. Крымско-татарский сепаратизм тоже не вышел из-под контроля. Так что для президента Кучмы это – вопрос политический, а не военный. И экономический – борьба с отмыванием преступных капиталов и утечкой денег за рубеж для Украины имеет немаловажное значение. С другой стороны, Украина, как Молдавия и Туркмения, не участвует в Совете министров обороны СНГ.
Для координации усилий в борьбе с терроризмом предложение Нурсултана Назарбаева более чем актуально. Сейчас начальники погранвойск СНГ собираются в своем комитете, министры обороны – в своем, у спецслужб и министров иностранных дел тоже отдельные структуры. Собрать эти силы в один кулак просто необходимо. Что касается многолетних попыток создать хотя бы некоторое подобие единой военной организации СНГ или просто наладить скоординированное сотрудничество между вооруженными силами, то процесс можно считать законченным. И поставить на нем жирный крест.