После событий в Беслане казахстанский парламент спешно завершает работу над ратификацией документа о порядке организации и проведении совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств СНГ. Хотя президенты 10 стран СНГ подписали протокол еще в октябре 2002 года, никто особо не торопился с его ратификацией. Так, нижняя палата парламента Казахстана рассмотрела этот документ только в июне 2004 года.
Теперь верхняя палата парламента срочно рассматривает протокол, исправляет погрешности перевода документа на казахский язык и в ближайшее время планирует вынести его на пленарное заседание палаты. Нет сомнений, что в течение нескольких недель Казахстан ратифицирует этот протокол. Причиной такой спешки стали события в Беслане.
В Казахстане, как и везде, пристально следили за бесланской трагедией. Повышенный интерес населения к средствам массовой информации объясняется еще и тем, что через неделю в Казахстане состоятся парламентские выборы. Справедливости ради стоит отметить, что ситуация в Северной Осетии интересует людей гораздо больше, чем предстоящие выборы в парламент.
В высших политических кругах Казахстана сходятся во мнении: в первую очередь для борьбы с этой угрозой нужно объединяться странам СНГ. Поговаривают даже о возможном создании некоего надгосударственного органа для борьбы с терроризмом. Во всяком случае, от открывающегося в среду саммита лидеров стран СНГ, который пройдет в Астане, ждут по этому поводу нововведений.
Как сказал «НГ» директор казахстанского представительства Института по освещению войны и мира (IWPR, Великобритания) Эдуард Полетаев, определенные изменения в антитеррористическом сотрудничестве в Центральной Азии наметились еще в обращении Путина. «Заявление президента Путина можно прочитать и как начало комбинации к военно-политическому прорыву на центральноазиатском направлении. Серьезных сдвигов в этом направлении следует ожидать после саммита глав СНГ», – сказал он.
«Казахстан в списке союзников – ключевой партнер, – убежден Эдуард Полетаев. – Никуда не денутся Киргизия с Таджикистаном. Самоуверенный Каримов ранее предпочитал дружить с Америкой, разговаривая с Россией «на равных». Однако от усиливающейся правозащитной риторики Госдепа Узбекистан не в восторге, а ташкентский саммит ШОС свидетельствует о переориентации внешней политики Каримова. Он тоже все подпишет, тем более что не понаслышке знает, что такое террор. Не подпишет ничего только Ниязов».
На деле это означает, что Россия возвращается в Центральную Азию, заметно усиливая свое влияние в регионе. Очевидно, не «по доброте душевной» Путин согласился на поставки российского вооружения центральноазиатским странам по льготным ценам. Расширение сотрудничества именно в военной сфере и недавнее вступление России в организацию Центрально-Азиатское Сотрудничество (ЦАС) только подтверждают намерение России укрепить свои позиции в Центральной Азии.
Как на это отреагируют лидеры государств Центральной Азии, пока не известно. По крайней мере официально они свое отношение не высказывали. Вступление России в ЦАС ими было поддержано. Но вот протокол о проведении совместных антитеррористических мероприятий на сегодняшний день не ратифицировали 2 из 10 подписавших его стран – Туркмения и Узбекистан. К слову, Сапармурат Ниязов не приедет и на саммит глав государств СНГ. Об этом было заявлено еще 1 сентября. Туркменскую делегацию в Астане возглавит руководитель президентского аппарата. А сам Туркменбаши будет проходить «плановый медицинский осмотр».
Алма-Ата