Белорусская молодежь сразу после объявления референдума вышла на улицы Минска.
Фото Reuters
Международные правозащитные организации не сделали никаких заявлений по поводу объявленного президентом Белоруссии Александром Лукашенко референдума о его праве баллотироваться на третий президентский срок. Не вызвала их оперативной реакции и попытка белорусского президента изъять из действующей Конституции норму, которая ограничивает 10 годами время пребывания у власти одного человека. Более того, сотрудники действующих в Белоруссии международных организаций фактически отказались вмешиваться в ситуацию.
В офисе ОБСЕ в Минске воздерживаются от каких-либо комментариев по этому поводу и предлагают все вопросы задавать представителям Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИП).
Аккредитованная ОБСЕ для контроля за парламентскими выборами миссия БДИП заявила о том, что она не станет вести наблюдение за проведением референдума. «Миссия была аккредитована ОБСЕ для контроля за выборами, мы не уполномочены заниматься референдумом», – пояснил свою позицию пресс-аналитик миссии БДИПЧ Марек Мрачка. Правда, он уточнил, что миссии «нужно время, чтобы разобраться в сложившейся ситуации».
Российский МИД в лице его официального представителя Александра Яковенко также не оправдал надежд той части населения Белоруссии, которая не поддерживает политику Лукашенко, заявив о том, что проводимое мероприятие – внутреннее дело суверенной Белоруссии. В ответ белорусские аналитики напоминают события 1996 года, когда находящегося в двух шагах от импичмента Александра Лукашенко «спасли» срочно примчавшиеся в Минск российские политики. Воспоминания о событиях того времени дают основания белорусским политологам сомневаться в искренности дипломатов и сделать вывод, что столь важные политические события в Белоруссии происходят с молчаливого согласия на то России.
Как показывает анализ происходящего, у международных правозащитных организаций, аккредитованных для наблюдения за выборами в Белоруссии, есть все основания преступить грань своих полномочий. «Международные эксперты могут вести наблюдение как за ходом парламентских выборов, так и за ходом референдума, поскольку разделить два этих процесса сложно», – пояснила журналистам председатель Центральной избирательной комиссии Лидия Ермошина. В то же время она признала, что вопрос не так уж и однозначен с формальной точки зрения. «Да, действительно мы приглашали наблюдателей на парламентские выборы. У нас есть еще 2–3 дня, чтобы принять решение, как здесь действовать», – заявила она.
Что бы там ни утверждали белорусские власти о случайном совпадении по времени объявления референдума и трагических событий в Беслане, белорусская общественность не сомневается в том, что Лукашенко воспользовался наиболее подходящим моментом. Об этом свидетельствует отсутствие оперативной реакции международных экспертов, поскольку все меркнет и кажется суетным на фоне трагических событий в России.
Минск