Казахстан в последнее время все чаще упоминается российскими и узбекскими официальными лицами как страна, в которой якобы есть лагеря подготовки боевиков. На днях МИД страны направил ноту в Генеральную прокуратуру России. Причиной недовольства дипломатов стало очередное упоминание республики в связи с терактами. Говоря о национальном составе бесланских террористов, заместитель генпрокурора РФ Сергей Фридинский заявил, что среди прочих в нее входили казахи. МИД РК потребовал от генеральной прокуратуры России подтвердить эту информацию официально. Вчера председатель КНБ РК Нартай Дутбаев сказал журналистам, что в этом вопросе «до настоящего времени нет полной ясности». В частности, по его словам, вначале была информация, что это этнический казах, уроженец Украины и гражданин России. По другой информации, этот человек был чеченцем, но имел кличку и позывной «казах». При этом Дутбаев подчеркнул, что спецслужбы Казахстана и России постоянно поддерживают контакты и сотрудничают.
Между тем это уже не первое упоминание Казахстана в связи с терроризмом и экстремизмом. Неделю назад газета «Известия» со ссылкой на источник в ФСБ России писала, что группа женщин-смертниц, подготовленная в лагере в Турции, ожидает отправки в Россию. Предполагалось, что шахидки «могут быть переброшены двумя маршрутами: Турция–Грузия–Россия или Турция–Казахстан–Россия». Вероятным назывался именно казахстанский маршрут, поскольку на российско-грузинской границе контроль был усилен.
Надо отметить, что ранее подобных заявлений со стороны России не звучало. Тем более что Казахстан является самой благополучной страной в регионе. Несмотря на то что в соседних государствах обстановка далеко не спокойная, на территории Казахстана стабильность продолжает сохраняться. К слову, именно эта стабильность является предметом гордости казахстанских властей и лично президента Нурсултана Назарбаева: в республике проживают более 130 народностей, представлены почти все конфессии, и все они вполне мирно уживаются рядом.
Незадолго до России с похожими претензиями к Казахстану выступил и Узбекистан. На судебном процессе над организаторами серии терактов 28 марта – 1 апреля в Ташкенте и Бухарской области представитель государственного обвинения заявил, что подсудимые и их сообщники побывали на приграничных территориях Казахстана, где были созданы лагеря для обучения и подготовки террористов.
С Узбекистаном граничит Южно-Казахстанская область. Этот регион является самой густонаселенной частью Казахстана. Большинство населения этой области исповедует ислам. Именно в южном регионе задерживается немало агитаторов экстремистской организации «Хизб-ут-Тахрир». Правда, надо отметить, что задерживаются они за распространение листовок организации, и еще не было ни одного сообщения о возможной подготовке теракта. Не было и массовых волнений на национальной или религиозной почве. И тот факт, что активисты «Хизб-ут-Тахрир» задерживаются весьма оперативно и передаются впоследствии суду, явно свидетельствует об активной работе спецслужб. Население региона к задержанию и судебным процессам над активистами «Хизб-ут-Тахрир» относится вполне спокойно.
Несмотря на это, Комитет национальной безопасности Казахстана после заявления узбекской стороны о существовании лагерей провел собственную проверку этих данных. Разыскные мероприятия осуществлялись с участием оперативно- следственных групп МВД и СНБ Республики Узбекистан. В отчете об этой проверке «данные о нахождении в Южном регионе Казахстана «лагерей» подготовки боевиков и прямой причастности проверяемых по ориентировкам спецслужб Узбекистана лиц к организации и осуществлению террористических актов в Ташкенте не подтвердились».
Тем временем узбекская сторона выдала новую «сенсацию»: среди смертников, подорвавших себя 30 июля у здания Генпрокуратуры РУ, был гражданин Казахстана Аваз Шоюсупов. При нем якобы находилось казахстанское удостоверение личности, его опознали обвиняемые. Более того, по сообщению интернет-издания Фергана.Ру, после весенних терактов его задерживали в Южном регионе Казахстана, однако казахстанская сторона отказалась его выдать.
Странно, но факт – информация о задержании и просьбе об экстрадиции преступника опровергается всеми правоохранительными органами Южно-Казахстанской области. Основания доверять казахстанской стороне есть: за последние 4 года были задержаны и выданы Узбекистану 8 человек, которые скрывались на казахстанской территории после совершенных в Узбекистане преступлений. Тем не менее после терактов в Узбекистане казахстанские силовые структуры перешли на усиленный режим работы в приграничных территориях.
Наверное, стоит вспомнить, что отношения Казахстана и Узбекистана отличаются от добрососедских. Главами государств подписан договор о дружбе. Большая казахская диаспора продолжает жить в Узбекистане. Однако на казахстанско-узбекской границе, где большинство жителей с той и другой стороны являются родственниками, с завидной регулярностью возникают кровавые инциденты. Обстановка на границе неоднократно становилась предметом обсуждения в парламенте Казахстана. Депутаты высказывали свое возмущение, направляли письма парламенту и президенту Узбекистана. Но узбекская сторона после каждого инцидента «высказывает сожаления». Случаи стрельбы на границе продолжаются.
На этом фоне заявления Узбекистана не вызывают удивления в отличие от последних заявлений силовых структур России. Сейчас некоторые казахстанские политики осторожно говорят, что Россия, вероятно, пытается таким образом усилить свое влияние в регионе. Однако предположения эти делаются кулуарно. Вслух об этом не говорят. Тем более что президент Казахстана намерен продолжать дружить с Россией, а в связи с терактами в Беслане дал указание правительству оказать любую помощь, которая потребуется России.
Вместе с тем источник «НГ» в казахстанских спецслужбах сообщил, что от российской стороны пока не поступало никаких официальных просьб и заявлений. Однако спецслужбы Казахстана самостоятельно начали проверку. Кроме того, в настоящее время все силовые структуры республики разрабатывают «превентивные меры безопасности», которые перекроют «все возможные, даже малейшие лазейки через границы» страны.
Алма-Ата