Среди российских миротворцев ходят упорные слухи, что их ждет передислокация из Грузии.
Фото Reuters
Южноосетинский кризис из фазы острого военного противостояния вернулся в фазу острого политического противостояния. Во вторник в Цхинвали прибыли депутаты российской Государственной Думы во главе с лидером фракции «Родина» Дмитрием Рогозиным. По сообщению Комитета информации и печати правительства Южной Осетии, российские парламентарии намерены ознакомиться с ситуацией, сложившейся в регионе. В тот же день состоялась встреча Рогозина с лидером непризнанной республики Эдуардом Кокойты, на которой российский депутат прибег к формулировкам, которые сразу же довели Тбилиси до белого каления. В частности, говоря о целях своего приезда в Цхинвали, парламентарий заявил, что Госдума не может оставаться в стороне от грузино-южноосетинского конфликта, поскольку большинство жителей упраздненной автономии являются гражданами России. «Конфликт может быть решен исключительно политическим путем, и главное в этом – право на воссоединение осетинского народа», – заявил в Цхинвали Дмитрий Рогозин.
Тбилиси с ответом не замедлил. Депутат грузинского парламента, лидер партии «Объединение национальных сил Грузии – консерваторы» Звиад Дзидзигури на созванной в тот же день пресс-конференции сообщил, что начал сбор подписей коллег-депутатов для включения в повестку дня работы высшего законодательного органа страны вопроса об аннулировании подписанного в 1992 году между Грузией и Россией Дагомысского соглашения. «На фоне утверждений грузинских властей о том, что Россия является одной из сторон в конфликте в Цхинвальском регионе, нахождение в зоне конфликта российских миротворцев – нонсенс. К тому же это соглашение было подписано Эдуардом Шеварднадзе, в 1992 году возглавлявшим Военный совет Грузии, который не был избран народом, а потому не являлся легитимным», – заявил Дзидзигури.
Дагомысское соглашение, подписанное летом 1992 года между Грузией и Россией, кроме ввода миротворческих сил предусматривал прекращение огня в зоне грузино-южноосетинского конфликта и создание органа урегулирования конфликта – Смешанной контрольной комиссии (СКК), в которую вошли грузинская и южноосетинская стороны, Россия и Северная Осетия. По мнению Дзидзигури, Дагомысское соглашение для Грузии является кабальным и по сути своей направлено на сохранение сложившегося статус-кво, то есть фактической независимости этого неподконтрольного Тбилиси региона. «Я не сомневаюсь в том, что нам удастся собрать необходимое количество подписей, а после этого мы обратимся к президенту Грузии с просьбой денонсировать Дагомысский договор», – сказал депутат.
«Подобные действия могут предпринимать люди, которые хотят войны», – заявил «НГ» командующий Смешанными силами по поддержанию мира (ССПМ) в зоне грузино-осетинского конфликта генерал-майор Святослав Набздоров. По его прогнозу, если Дагомысское соглашение будет денонсировано и российские миротворцы покинут зону конфликта, здесь сразу же начнется война. «И это не будут какие-то перестрелки и обстрелы позиций. Развернутся настоящие военные действия с огромными потерями, а больше всех пострадает мирное население. Только благодаря миротворцам в регионе сейчас относительное спокойствие», – сказал «НГ» российский генерал.
Позицию Москвы во многом разделяет ведущий эксперт Кавказского института мира, демократии и развития Паата Закареишвили. «Затея Дзидзигури опасна и недальновидна. Дагомысское соглашение можно и нужно пересмотреть, дополнить, но никак не аннулировать. Сейчас же инициатива депутата, на мой взгляд, ничего позитивного в процесс урегулирования не принесет», – заявил он «НГ».
Тбилиси