Президент Молдавии Владимир Воронин на днях обвинил некие российские и украинские политические силы в создании атмосферы напряженности в Приднестровье. Выступая с телеобращением к народу по случаю Дня республики, он сказал: «С Тирасполем переговоров больше не будет. Мы продолжим диалог только с теми, кому Тирасполь подчиняется напрямую».
Поясняя свою мысль, Воронин добавил, что открытый для контрабанды 460-километровый приднестровский участок украино-молдавский границы приносит очень большие дивиденды в Тирасполе, на Украине и в России. Именно поэтому, считает глава Молдавии, соседние государства относятся к приднестровской проблеме с апатией и равнодушием, тем самым поощряя деструктивные действия Тирасполя. «Все рецепты политического урегулирования приднестровской проблемы, исходящие от этой стороны (имеется в виду руководство Приднестровья. – «НГ»), сводятся только к тому, чтобы сохранить военное прикрытие сложившегося положения вещей», – подчеркнул Воронин.
Праздничное обращение к народу стало одним из наиболее жестких заявлений молдавского президента. Завершая речь, он сказал: «Впредь мы не намерены мириться с этой тройной политикой экономической бухгалтерии (речь идет о сговоре неких сил в России и на Украине с руководством Приднестровья. – «НГ»). Нельзя потакать беспрепятственному процветанию столь преступного бизнеса. Нельзя больше себя дискредитировать переговорным процессом о судьбах объединенной Молдавии с самозванной кликой, вся политическая программа которой заключается только в том, чтобы эксплуатировать чувства людей, переживших 1992 год».
Впрочем, Кишинев пока не выдвинул конкретных обвинений. Однако отношения между Украиной и Молдавией в последнее время заметно ухудшились. Как известно, Молдавская железная дорога заявила, что с 1 сентября будет прекращено движение всех поездов через Приднестровье, что означает существенные экономические потери для Украины, соседствующей с непризнанной республикой.
С 20 августа молдавские железнодорожники уже временно прекратили пропуск товаров через таможенные пункты на приднестровском участке границы с Украиной. И это привело к дипломатическому скандалу между Киевом и Кишиневом. Дело в том, что Государственная таможенная служба Украины, ранее ограничившая пропуск товаров на границе с Приднестровьем, недавно восстановила железнодорожные перевозки в полном объеме «в связи с нормализацией ситуации в Приднестровье». Комментируя это решение, гендиректор госпредприятия «Железная дорога Молдовы» Мирон Гагауз заявил, что действия украинской стороны, пропускающей товарные составы через Приднестровье, несмотря на запрет Кишинева, объясняются политическим решением руководства Украины на самом высоком государственном уровне. Собственно, после этого и прозвучало жесткое заявление Владимира Воронина. И оно свидетельствует о том, что Киеву и Кишиневу не удалось найти общий язык по приднестровской проблеме.
20–21 августа по инициативе украинского МИДа в Кишиневе проводились двусторонние консультации относительно отмены временного ограничения пропуска грузов через 11 пограничных пунктов на границе Украины и Приднестровья. Однако Таможенный департамент Молдавии счел такое решение преждевременным, объяснив необходимость временного закрытия пограничных пунктов угрозой общественной безопасности. Противоречия между Киевом и Кишиневом возникли и на политическом уровне. Спецпредставитель президента Украины Александр Моцик, представлявший свою страну на переговорах, дал понять, что Киев не принимает предложенный администрацией президента Владимира Воронина ультимативный по отношению к Приднестровью вариант решения проблемы. Кроме того, Моцик подчеркнул, что его страна заинтересована в продолжении переговоров по урегулированию в Приднестровье в пятистороннем формате (Молдавия, Приднестровье, Россия, Украина, ОБСЕ). А Кишинев, как известно, недавно отказался участвовать в подобных переговорах, выдвинув требование о подключении к урегулированию США, Румынии и Евросоюза. Владимир Воронин считает необходимым, чтобы новые участники переговоров подписали Пакт стабильности и безопасности для Молдавии, и ожидает, что первыми это сделают Украина и Россия. Но Киев и Москва пока ограничиваются уклончивыми ответами, что, видимо, и стало причиной прозвучавших в выступлении президента Молдавии обвинений в адрес партнеров по СНГ.