Вчера подразделения министерств обороны Грузии и Южной Осетии получили приказ начать совместную операцию против так называемой третьей силы, которая, как считают в Тбилиси и Цхинвали, с конца прошлой недели провоцирует ночные перестрелки в зоне грузино-осетинского конфликта.
Как сообщили «НГ» в оборонном ведомстве Грузии, участвующим в совместной «зачистке» подразделениям дано право расстреливать на месте боевиков из неподконтрольных сторонам формирований. На вчерашнем брифинге в Тбилиси глава Минобороны Грузии Георгий Барамидзе сообщил, что в зоне конфликта, в районе контролируемой грузинскими военными объездной дороги вокруг Цхинвали, действует не подчиняющаяся осетинской стороне группа наемников численностью до 20 человек, которая в ночь на вторник «осуществила нападение сначала на грузинскую, а затем на осетинскую стороны». По его словам, наемники «хорошо экипированы и на высоком уровне обучены».
Ранее министр обороны Южной Осетии полковник Анатолий Баранкевич в телефонном разговоре со своим грузинским коллегой признал, что «атакующие по ночам грузинские позиции группы не подчиняются Цхинвали и являются некой третьей силой, стремящейся не допустить прекращения огня между грузинами и осетинами». Вчера же грузинские телеканалы показали кадры видеосъемки, на которых зафиксированы брошенные позиции и оружие наемников, а также большое количество стреляных гильз. В Тбилиси уверены, что дестабилизирующей «третьей силой» в зоне конфликта являются переброшенные сюда из России группы казаков и северокавказских добровольцев.
Сами казаки этого не отрицают. Атаман Всевеликого войска Донского Николай Козицын в беседе с корреспондентом «НГ» заметил: «Наши люди есть везде». Но называть количество казаков, находящихся на территории Южной Осетии, атаман не стал, сославшись на «военную тайну». Правда, по словам Козицына, среди прибывших в «горячую точку» донских казаков только медики и юристы. Первые в случае кровопролития будут оказывать медицинскую помощь, вторые призваны дать правовую оценку «вторжению Грузии на территорию Осетии». «У нас нет наемников, все делается на добровольных началах, – подчеркнул казачий генерал. – И мы никогда не будем спокойно наблюдать, как обижают малые народы».
Надо заметить, что еще в апреле нынешнего года в Ростове-на-Дону прошел Второй международный круг казаков, на котором не раз звучали призывы о всесторонней поддержке Южной Осетии. Добровольцев может быть несколько тысяч. «Квотирования никакого не будет, – заявил «НГ» атаман Козицын. – И может ли оно быть, когда начинают поджигать наш дом. Мы не будем скрываться под видом спортсменов или кого-либо другого. Мы поедем открыто и нам никто не запретит это сделать. И будем защищать братьев-осетин профессионально. Потому что за нашими плечами не только служба в армии, но и война в Приднестровье, Абхазии, Косово. А чем защищать – найдем». Впрочем, пока, по словам Николая Козицына, главная роль казаков – миротворческая: «Кровь невинного населения не должна пролиться».
Как заявил «НГ» начальник отдела идеологии реестровых, то есть государевых, казаков Всевеликого войска Донского Владимир Воронин (атаман Виктор Водолацкий сейчас находится в командировке), никаких попыток проникнуть на территорию Южной Осетии его соратники не предпринимали. «Мы понимаем, – подчеркнул Воронин, – что любое вмешательство может только усугубить ситуацию. Да и вообще все движения реестровых казаков будут происходить только с решения правительства. Мы действуем только по приказу и пока работаем в обычном режиме». При этом, впрочем, Воронин не исключил, что в Осетии есть и кто-то из казаков их войска: «Но уж точно это не наемники. Казаки никогда не воевали за деньги».
Атаман Терского войска Василий Бондарев в беседе с корреспондентом «НГ» не скрывал, что казаки его войска готовы пойти на помощь югоосетинским братьям, но, как законопослушные граждане (все-таки реестровые казаки), «они сидят на местах». «Ведь государство не вмешивается в ситуацию, – подчеркнул атаман. – Но не стоит сбрасывать со счетов, что под флагом нашего Терского войска не одно столетие шли и казаки Северной Осетии. Сегодня это Аланский республиканский казачий округ. Будут ли они молча наблюдать за этим конфликтом? Но в любом случае 28 августа во Владикавказе будет проходить совет атаманов Терского войска и мы обсудим эту проблему».
Начальник штаба Аланского республиканского казачьего округа Нерсес Аветисян в беседе с корреспондентом «НГ» подчеркнул, что на официальном уровне решения об оказания помощи братьям из Южной Осетии Терским войском, куда входят казаки-осетинцы, принято не было. «Но что касается казаков-добровольцев, – заметил Аветисян, – я знаю, что они там есть – с Дона, Терека, Кубани, и никто им не вправе это запретить. В Южной Осетии де-юро есть казачий отдел, но юридически он еще не успел влиться в Терское, хотя в принципе готовы для этого все документы. Казаки в Осетии были с 1774 года, с того самого момента, когда вошли в состав Российской империи».
Начальник штаба реестровых казаков соседнего войска – Кубанского – Сергей Калагин, замещающий находящегося в отпуске атамана Владимира Громова, заявил «НГ», что сегодня на территории Южной Осетии нет и не может быть кубанцев: «Без решения правительства никто из нас не сдвинется с места. Ведь мы реестровые казаки».
К сожалению, «НГ» не удалось узнать точку зрения на происходящие события советника президента РФ по делам казачества Геннадия Трошева. Как заявил помощник «главного казака России» Геннадий Алехин, генерал Трошев «не хочет в это ввязываться, не хочет комментировать». «Во-первых, он должностное лицо, – подчеркнул Алехин. – Он советник президента, он без согласования ничего не может говорить. Такой порядок есть – все сотрудники администрации должны согласовывать свои публичные выступления с пресс-службой и прочее».
Между тем в Тбилиси и Цхинвали все-таки разобрались, что к чему, и вынуждены признать, что не в полной мере контролируют свои сектора зоны конфликта. Со вчерашнего дня совместные действия сторон по нейтрализации «залетных» вооруженных групп лично координируют по «горячей линии» главы военных ведомств Грузии и Южной Осетии. Со своей стороны, командующий Смешанными силами по поддержанию мира (ССПМ) генерал-майор Святослав Набздоров вчера же подтвердил готовность миротворцев взять под контроль все наиболее опасные и «спорные места, в том числе и объездную дорогу вокруг Цхинвали». Участвовать в операциях по ликвидации незаконных вооруженных формирований миротворческие батальоны не будут.
В Цхинвали весь вчерашний день находился начальник Генштаба Вооруженных сил Грузии Гиви Иукуридзе, который вместе с главой оборонного ведомства Южной Осетии Анатолием Баранкевичем и командующим ССПМ Святославом Набздоровым разрабатывал совместные меры по нейтрализации действующих в зоне конфликта боевиков. Кроме того, обсуждался вопрос о целесообразности выставления между грузинскими и осетинскими формированиями постов наблюдателей от Смешанных сил по поддержанию мира и представителей ОБСЕ, которые будут контролировать соблюдение соглашения о прекращении огня.
Ростов-на-Дону – Москва