Напуганные ночными обстрелами жители Южной Осетии начинают покидать свои дома.
Фото Reuters
Вчера впервые на официальном уровне получила подтверждение информация о том, что в Южную Осетию из России беспрепятственно просачиваются отряды российских казаков и так называемых добровольцев из северокавказских республик. Об этом заявил на брифинге в Тбилиси министр обороны Грузии Георгий Барамидзе. Ранее то же самое сообщила пресс-служба республиканского МВД. По словам министра, грузинская сторона располагает достоверными данными о том, что формирования казаков и «добровольцев» в основном сосредоточены в окрестностях осетинских сел Сарабуки и Дмениси, откуда и ведут обстрел позиций подразделений внутренних войск МВД Грузии.
Барамидзе также сообщил, что, согласно имеющейся у грузинских спецслужб информации, наемники не подчиняются лидеру Южной Осетии Эдуарду Кокойты и действуют по некоему «своему плану». Во всяком случае, сказал он, именно эти формирования уже несколько ночей подряд затевают обстрел позиций грузинских внутренних войск в зоне конфликта.
Судя по всему, сказал грузинский министр, снабжают российских наемников неважно, и они вынуждены добывать себе провиант грабежами местного осетинского населения – уводят и забивают скот, забирают продовольствие в домах жителей. Определить численность этих формирований грузинской стороне, по словам Георгия Барамидзе, пока не удается. Поскольку пограндепартамент Грузии не контролирует югоосетинский участок границы с Россией, все передвижения в районе Рокского тоннеля на Транскавказской автомагистрали находятся под контролем российских пограничников и силовых структур Южной Осетии.
Между тем, как сказал в комментарии для «НГ» ветеран российской разведки и контрразведки, вице-президент российской Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка Станислав Лекарев, «в России недостатка желающих повоевать за хорошие деньги никогда не было, российские «солдаты удачи» воевали и на Балканах, и ранее – в Абхазии, в других горячих точках». Кто набирает отряды наемников, кто их оснащает, кто платит «боевые», кто координирует действия наемников – это скорее всего так и останется за скобками, отметил собеседник «НГ».
На фоне нарастающей напряженности командование Смешанных сил по поддержанию мира (ССПМ) сочло достаточным организовать в зоне грузино-осетинского противостояния лишь четыре дополнительных миротворческих блокпоста. Все попытки «НГ» получить какие-либо комментарии в Минобороны или Генштабе натыкались на вежливые отказы. В то же время, как сказал «НГ» руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок, «когда стреляют гаубицы – это уже очень серьезно». По его словам, есть явные признаки того, что незаконные вооруженные формирования, которые действуют в районе боевых действий как со стороны Цхинвали, так и со стороны Тбилиси, могут сыграть решающую дестабилизирующую роль в этом данном противостоянии.
От более конкретных комментариев в официальных структурах в Москве пока воздерживаются. Это, кстати, вчера в беседе с работающими в Тбилиси журналистами подметил и госминистр Грузии по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава. Он считает, что «позиция России на фоне обостряющейся ситуации в Южной Осетии является отстраненной». «Нельзя сказать, что позиция России антигрузинская или прогрузинская, но в данном случае Россия должна занять более акцентированную позицию в отношении руководства де-факто властей Южной Осетии», – сказал он. Этого же, кстати, добивается от России и руководство непризнанной республики, раз за разом ставя вопрос о необходимости «защиты проживающих в Южной Осетии российских граждан».
Впрочем, в Тбилиси многие считают, что свою позицию к грузино-осетинскому противостоянию Москва все-таки выразила. Как сказал «НГ» источник в грузинских силовых структурах, «на определенные размышления наводит тот факт, что с июля Министерство обороны Южной Осетии возглавил полковник Российской армии Анатолий Баранкевич. Комментируя этот намек грузинской стороны, председатель Комитета информации и печати югоосетинского правительства Ирина Гаглоева сказала «НГ»: «Полковник Баранкевич в принципе наш, но в последнее время он служил на территории России». В телефонном интервью «НГ» полковник Баранкевич не отрицал принадлежности к Российской армии. А утверждения о переброске в район Цхинвали российских казаков и наемников глава Минобороны Южной Осетии назвал «выдумками грузинской стороны».
В то же время, по данным российских военных, в грузинском секторе зоны конфликта действуют до 3 тыс. вооруженных лиц, которые подчиняются начальнику полиции региона Шида Картли. Но и со стороны Южной Осетии положение сходное: неких «вооруженных добровольцев», которые якобы прибыли в зону конфликта из различных уголков России, телеканалы показывают чуть ли не в каждых новостных выпусках.
Между тем ситуация в зоне конфликта все больше обостряется. В ночь на понедельник здесь заговорили не только минометы, но и гаубицы. Снова есть убитые и раненые. На этот раз потери понесла грузинская сторона – убиты двое военнослужащих внутренних войск МВД.
Тбилиси–Москва