Глава азербайджанского МИДа уверен, что сможет правильно расставить приоритеты во взаимоотношениях Баку с Москвой.
Фото автора
– Господин Мамедьяров, незадолго до вашего визита в Москву в западной прессе активно обсуждалась тема перемен во внешнеполитической ориентации Азербайджана. Якобы официальный Баку разочарован в США, которые не помогли решить карабахскую проблему, и теперь поворачивается лицом к России и Ирану. Насколько обоснованны подобные утверждения?
═
– С моей точки зрения, применительно к внешней политике нашей страны вообще неверно говорить о каких-то пророссийских, проамериканских или же протурецких приоритетах. Внешняя политика Азербайджана строится исходя из национальных интересов, и в этом смысле она является прежде всего проазербайджанской. А все то, что пишется в последнее время на тему смены курса Баку, не более чем политические спекуляции.
═
– В МИД Азербайджана в преддверии вашего московского визита подготовлен блок вопросов, которые в Баку считают необходимым обсудить с российским руководством.
═
– Самый главный вопрос, который будет поднят азербайджанской стороной в ходе этого визита, касается активизации посреднической роли России как сопредседателя Минской группы ОБСЕ по урегулированию армяно-азербайджанского и нагорнокарабахского конфликтов. Второй блок вопросов, который мы хотим обсудить, касается азербайджано-российских экономических отношений. Мы заинтересованы в их развитии, в том числе и по линии совместной межправительственной комиссии, которую с азербайджанской стороны возглавляет первый вице-премьер Аббас Аббасов, а с российской – министр промышленности и энергетики Виктор Христенко. Естественно, не будет обойдена вниманием и каспийская проблематика. Будут обсуждаться также вопросы гуманитарного сотрудничества и межмидовских консультаций. Это что касается двусторонних отношений. Но мы собираемся затронуть и вопросы глобального, прежде всего регионального сотрудничества. Это важно в преддверии очередной сессии Генассамблеи ООН. У российского руководства наверняка есть на этот счет свои подходы. Кое-какие наработки в данном направлении имеются и у Азербайджана. Так что обсуждать есть что.
═
– На первое место вы поставили проблему урегулирования карабахского конфликта. В начале 90-х годов обе стороны заявляли, что «ключи от карабахского конфликта лежат в Москве». А что по этому поводу вы скажете сегодня?
═
– Конечно, мир с тех пор изменился. Однако и сегодня Россия наряду с другими сопредседателями Минской группы ОБСЕ играет в урегулировании проблемы Нагорного Карабаха огромную, даже можно сказать – ключевую роль. Позиция Азербайджана заключается в том, что без справедливого урегулирования этого конфликта добиться стабильности в регионе не удастся. Мы считаем, что политически стабильный и экономически сильный Южный Кавказ выгоден для всех стран, которые имеют интересы в нашем регионе. Выгодно это и России.
═
– Но ведь Москву с Ереваном связывают тесные союзнические отношения.
═
– Не стоит забывать, что та же Россия имеет не менее серьезные интересы и в Азербайджане, хотя бы в сфере экономики. Что же касается позиции Москвы в карабахском вопросе, то все больше понимания и сторонников находит точка зрения, что если она будет заинтересована в урегулировании конфликта, мир придет в наш регион намного быстрее.
═
– Но ведь в самом Азербайджане военные считают, что без освобождения хотя бы части оккупированных территорий силовым путем отношение посредников, в том числе и России, к позиции Азербайджана вряд ли изменится...
═
– Мы с вами говорим в МИДе, а не в военном ведомстве. Я же, как министр иностранных дел, до последнего буду отстаивать вариант мирного урегулирования конфликта. Хотя в недавнем заявлении МИДа мы и отметили, что Азербайджан все больше начинает разочаровывать деструктивная позиция армянской стороны. На оккупированных территориях проводятся какие-то командно-штабные учения, устраиваются нелегитимные выборы в местные органы власти. Кроме того, оккупированные территории заселяются армянскими переселенцами. В этих условиях сложно вести мирные переговоры.
═
– Баку в последнее время явно расширяет сотрудничество с США и НАТО. Между тем в Москве, мягко говоря, без восторга рассматривают возможность появления в Азербайджане американских военных баз. Справедливы ли опасения России?
═
– Нас почему-то все время хотят обвинить в том, что Азербайджан чуть ли не завтра даст согласие на размещение натовских баз в Азербайджане. Но это ведь не так. Это достаточно сложный, многоступенчатый вопрос, решение которого должно пройти колоссальное количество согласований. Более того, в настоящий момент конкретных переговоров по американским или натовским военным базам в Азербайджане вообще не ведется.
═
– Но ведь нельзя исключать, что первым шагом в этом направлении станет появление американских военных инструкторов, как в Грузии┘
═
– Давайте остановимся на том, что в свое время мы заявили о своем стремлении интегрироваться в европейские и евроатлантические структуры. А если это так, то наша армия должна соответствовать международным стандартам. В военной сфере мы сотрудничаем не только с США, но и с другими государствами. Буквально на днях Азербайджан подписал соответствующее соглашение с Великобританией, на очереди аналогичное соглашение с Германией. Впрочем, сотрудничество с прицелом на европейскую интеграцию касается не только армии, но и экономики. И в этом контексте я не предвижу никаких сложностей во взаимоотно шениях с Россией. Наши отношения развиваются очень интенсивно, и не надо отягощать их надуманными проблемами.
Баку