На встрече в Санкт-Петербурге министры обороны США и России договорились идти параллельными курсами. На снимке: Дональд Рамсфелд и Сергей Иванов.
Фото Reuters.
Последние события на Южном Кавказе указывают на то, что уже через несколько месяцев мир станет свидетелем совершенно новой ситуации в этом неспокойном регионе. Обострение обстановки в Южной Осетии и Абхазии, неурегулированность карабахской проблемы, активизация ирано-азербайджанских и ирано-российских контактов в зоне Каспия, трудности, возникшие при строительстве на территории Грузии нефтепровода Баку–Тбилиси–Джейхан, взрывы трубопроводов в Ираке и значительное удорожание нефти, и т.п., видимо, побуждают Вашингтон искать новые, нетрадиционные сценарии укрепления здесь своего влияния. Об этом свидетельствуют не только итоги субботних переговоров в Санкт-Петербурге министров обороны России и США Сергея Иванова и Дональда Рамсфелда, но и выступления официальных представителей правительства Соединенных Штатов, касающиеся перспектив урегулирования ситуации вокруг Грузии.
От внимания наблюдателей не ушел тот факт, что американский министр обороны в последнее время перестал делать заявления о необходимости скорейшего вывода российских войск с территории Грузии. А во время недавнего рабочего визита грузинского лидера Михаила Саакашвили в Вашингтон администрация президента США дала ему понять, что Белый дом не приветствует воинственные планы официального Тбилиси относительно начала жесткой военной блокады абхазского побережья и намерения топить суда с российскими туристами. 14 августа представитель США в ОБСЕ Ричард Миникис в беседе с журналистами в Тбилиси после встречи с президентом Саакашвили заявил, что правительство США понимает важную роль России в урегулировании ситуации в Южной Осетии и выступает за мирное решение грузино-осетинского конфликта.
Еще более откровенные и нетрадиционные для американской стороны заявления по поводу грузино-российских контактов сделала на днях американский координатор Комитета НАТО по Восточной Европе и России Айра Строс. В опубликованной накануне визита Рамсфелда в Россию в United Press International аналитической статье «Грузия, Украина и США» она пишет о том, что «Саакашвили толкает свою демократическую революцию к краю пропасти, все больше склоняясь к военным методам восстановления контроля над Южной Осетией и Абхазией». Строс считает, что мирное воссоединение Абхазии и Южной Осетии с Грузией «возможно только при помощи Москвы». При этом она, конечно, не забывает и об американском интересе в регионе и с учетом этого предлагает несколько сценариев разрешения конфликтов в Грузии. Во-первых, Айра Строс считает возможным такой сценарий: Вашингтон «перестанет возражать против российских военных баз в Грузии, Россия не возражает против американских баз». Далее – сотрудничество между базами двух стран и даже, возможно, «создание совместной базы под эгидой Совета Россия–НАТО». Другой вариант восстановления целостности Грузии она видит в «трехсторонней сделке»: «Россия помогает Грузии восстановить суверенитет в Южной Осетии и Абхазии (делая возможным мирное воссоединение, как в Аджарии), Грузия соглашается предоставить этим территориям статус постоянных автономий и для гарантии этого статуса разрешает присутствие там российских баз, а Россия признает право Грузии размещать у себя базы США и НАТО».
Остается пока за кадром, обсуждали ли эти сценарии в Санкт-Петербурге министры обороны США и России. Однако, судя по официальному плану переговоров, составленному по так называемому контрольному списку задач Кэмп-Дэвида (эти контрольные задачи, как известно, определили президенты двух стран), подобное вполне возможно. Тем более что американцы имеют интерес не только в Закавказье, но и в Европе, где намерены разместить свои противоракетные системы. Сергей Иванов уже высказал интерес к участию в подобных мероприятиях, налицо позитивный настрой и со стороны Рамсфелда. Наблюдатели высказали предположение, что согласие на размещение американских ПРО в Европе связано с признанием США ведущей роли России в урегулировании конфликтов в Грузии.
Но вот вопрос – что выиграет и что проиграет Россия, следуя в фарватере той политики, которую проводит Вашингтон на постсоветском пространстве? Москва не раз заявляла о своих особых интересах на территории стран СНГ. Только вот четких действий в отстаивании этих интересов пока не видно.
Нет сомнения, что, следуя американским рекомендациям, президент Саакашвили скорректирует позицию в отношении Москвы и своих автономий. О реальности такого развития событий свидетельствуют, в частности, итоги работы Смешанной контрольной комиссии по грузино-осетинскому урегулированию, когда стороны согласились на отвод из зоны конфликта избыточных войск и разблокировку дорог при свободном перемещении по ним граждан. В сентябре возобновится работа комиссии по выработке рамочного договора между Россией и Грузией. Не исключено, что, учитывая предвыборную ситуацию в США и стремление президента Буша показать положительные итоги работы администрации в Закавказье, договор будет подписан совсем скоро и при соблюдении максимальных интересов Москвы. Но что Россия даст взамен?
В долгосрочной перспективе даже негласное согласие Москвы на размещение в Грузии баз НАТО будет означать крах планов реализации российских интересов в этой стране. В свое время Москва согласилась на второстепенное участие в урегулировании ситуации в Косово. Отсутствие российских войск в зоне проживания сербов привело к их массовому исходу из зоны конфликта, а также выводу оттуда российских «голубых касок». Нечто похожее может произойти и в Южной Осетии и Абхазии, если там все-таки будет реализована идея интернационализации миротворческой операции – дело может закончиться массовым исходом оттуда осетин и абхазов, давно уже имеющих российское гражданство.
Москва согласилась на размещение баз НАТО в государствах Центральной Азии. Теперь эти базы, похоже, останутся там навеки, поскольку «разрулить» ситуацию в Афганистане не удастся еще очень долго. Под давлением международной наркомафии Россия покидает таджикско-афганскую границу, и здесь снова можно ожидать значительных катаклизмов в связи с необустроенностью внешних рубежей России. Москва закрывает глаза на участие Пентагона в милитаризации азербайджанской и казахстанской зон Каспия. И здесь тоже просматриваются угрозы национальным интересам России.
В целом же все выглядит так, что Москва пока или не может, или не хочет жестко отстаивать свои интересы на постсоветском пространстве. Хотя внешне здесь все обстоит, казалось бы, на должном уровне. Скажем, в будущем году военный бюджет РФ будет увеличен на 40% (на 2 млрд. долл.). Это большие деньги. Но вот вопрос: куда эти деньги пойдут? На поддержку американских программ ПРО или на укрепление позиций России в жизненно важных для нее регионах мира? Ясно одно: эти деньги не должны уйти в песок.