Александр Лукашенко уверен, что если акции находятся в надежных государственных руках, это лучше для экономики.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
На прошлой неделе президент Александр Лукашенко распорядился национализировать крупнейшее в Европе предприятие по производству гофрированной тары и единственное в Белоруссии, где производится целлюлоза, – Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат. Сама по себе деприватизация для белорусской экономики – явление не новое, итоги разгосударствления здесь пересматривают давно. Просто сейчас угроза потери собственности впервые нависла и над российскими инвесторами. Местные эксперты констатируют: приватизация в Белоруссии, так и не став явлением массовым, берет обратный ход.
«Предложите акционерам вносить пропорционально деньги от 15 млн. долл. Если откажутся, то акции забрать. Нам нужны «прозрачные» хозяева. Не покажут, кто владеет этими акциями, – значит, принимайте решение о национализации. Мне нужно предприятие, которое будет работать», – цитирует распоряжение Александра Лукашенко о национализации Светлогорского комбината пресс-служба президента.
Владельцами акционированного в 1994 году потенциально доходного предприятия является белорусское государство (47,23% акций), три российские компании (по данным белорусских СМИ, скрытые под офшорными названиями: «Damino Assiociates Limited», «Bushell Corporation» и «Iton Fssociation Inc.», владеющие в общей сложности почти 30% акций Светлогорского ЦКК, а также другие юридические (0,79%) и физические лица (12,41%). Гнев белорусского президента вызвало то, что государство из-за отсутствия блокирующего пакета акций не смогло распорядиться этим предприятием по своему усмотрению. Для вице-премьера Анатолия Тютюнова и председателя концерна «Беллесбумпром» Федора Курса все закончилось плачевно – глава государства снял этих чиновников с должностей в прямом телеэфире с одного из заседаний республиканского руководства.
Год назад президент Лукашенко, посещая комбинат, распорядился к 7 ноября 2003 года запустить вторую линию целлюлозного производства. Инвестиции под этот проект должны были пойти из белорусского бюджета. Тогда Лукашенко, отдавая распоряжение увеличить долю государства в обмен на инвестиции, предлагал «выбрать вариант, чтобы все было цивилизованно». К слову, остальные акционеры не возражали против «размывания» своих долей, понимая, что стоимость акций после осуществления инвестиционного проекта только возрастет. Российские владельцы белорусского предприятия, правда, сами никогда не приезжали на собрания, но исправно присылали своих представителей (об этом в ходе тематического совещания у белорусского президента ему докладывали правительственные чиновники). Позже оказалось, что «Лукашенко имел в виду более радикальную задачу, чем просто выделение кредита в обмен на акции», – пишет еженедельник «Белорусский рынок». Подтвердил эту мысль и сам белорусский президент, заявив, что прошло уже 9 месяцев с тех пор, как он распорядился о том, чтобы предприятие стало «абсолютно государственным».
По мнению экспертов, из сказанного Александром Лукашенко по поводу предстоящей национализации следует, что Белоруссия больше не намерена даже делать хорошую мину при плохой игре. «Если Зайченко (министр экономики Белоруссии. – «НГ») нужно цивилизованное решение, то пусть идет и оправдывается перед цивилизацией, а мне нужно предприятие, которое должно работать», – пояснил президент Лукашенко логику своих действий.
«Вряд ли с иностранными акционерами будут согласовывать решение о возвращении предприятия государству», – полагает белорусский эксперт Ярослав Романчук. «Неудивительно, что инвесторы не вкладывали значительные средства в развитие Светлогорского комбината. Не исключено, что они просто опасались это делать, поскольку видели подобные прецеденты на других предприятиях. Такая политика государства приводит к сокращению объема инвестиций», – считает он.
То, что ситуация со Светлогорским ЦКК – вовсе не единичный случай, а реальный элемент экономической политики нынешних белорусских властей, подтверждает неудачный опыт еще одного российского владельца белорусской собственности. Гражданин РФ Сергей Уваров, владелец 15% акций ликвидированного в судебном порядке ОАО «Стары Менск», сообщил журналистам, что он намерен через суд добиваться причитающейся ему доли в имуществе акционерного общества. ОАО «Стары Менск» являлось с 1992 года арендатором (сроком на 49 лет) зданий в престижном старом Минске, сдавало их в субаренду и по мере возможности реставрировало их. Сегодня, когда государству приглянулся и этот «лакомый кусочек», учредители говорят о том, что даже вложенные средства отработать не удалось, не говоря уже о прибыли. Отсюда и удручающий для Белоруссии вывод: убедившись во временном характере владения здесь собственностью, серьезные инвесторы постараются обходить эту республику стороной.
Минск