Находящаяся с официальным визитом в Израиле в составе грузинской делегации во главе с президентом Михаилом Саакашвили министр иностранных дел Грузии Саломэ Зурабишвили выезжает сегодня в Вену на встречу с руководством ОБСЕ. Главная тема переговоров – ситуация в самопровозглашенной Республике Южная Осетия. Руководитель грузинского внешнеполититического ведомства еще перед поездкой в Израиль сообщила журналистам, что поставит перед руководством ОБСЕ вопрос о контроле над Рокским тоннелем, соединяющим этот неподконтрольный Тбилиси регион с Россией. По словам Саломэ Зурабишвили, необходимость в этом назрела давно. По ее словам, через тоннель в Цхинвальский регион поступают не только контрабандные товары, но и куда более опасные грузы. «Грузия будет настаивать на том, чтобы тоннель контролировали представители Миссии наблюдателей ОБСЕ», – заявила она.
Предпосылки для положительного решения этого вопроса очевидны. Находившийся на этой неделе с рабочим визитом в Грузии спецпредставитель действующего председателя ОБСЕ, бывший президент Болгарии Желю Желев, побывав в Южной Осетии, фактически подтвердил необходимость расширения зоны мониторинга наблюдателей ОБСЕ. На пресс-конференции, посвященной итогам визита, Желю Желев сообщил, что эта тема частично затрагивалась и во время его встреч с южноосетинским руководством: «Все стороны согласны на расширение мониторинга, однако этот процесс пока не начался. Решение может быть принято на высоком уровне во время заседания Постоянного Совета ОБСЕ в Вене 30 июля». Желю Желев полагает, что если решение о расширении зоны мониторинга до Рокского тоннеля будет принято, то с южноосетинской стороны никаких препятствий не будет и останется лишь согласовать технические детали.
Глава миссии ОБСЕ в Грузии Рой Рив на той же пресс-конференции подтвердил готовность расширить зону мониторинга. По его словам, ситуация в регионе действительно очень сложная. «Там много вооруженных людей с символикой миротворческих сил, но есть некоторые подозрения, что не все они служат в миротворческом контингенте. Кроме того, ОБСЕ получает информацию о незаконном накоплении оружия местным населением», – сказал он.
Как сообщили «НГ» в МИД Грузии, проблема «непонятных» вооруженных формирований в зоне грузино-осетинского конфликта также будет затронута на заседании Постоянного Совета ОБСЕ. Грузинская сторона будет требовать полной демилитаризации зоны конфликта. По мнению Желю Желева, в положительном вердикте по этому вопросу сомнений нет. «Во время бесед с президентом Грузии Михаилом Саакашвили, представителями правительства Южной Осетии, командующим миротворческим контингентом генералом Святославом Набздоровым, я убедился, что все стороны обеспокоены этой проблемой и заинтересованы в том, чтобы, кроме «голубых касок», в зоне конфликта иных вооруженных формирований не было. При столь единодушном подходе проблема может быть успешно решена в кратчайшие сроки», – заявил спецпредставитель председателя ОБСЕ. При этом он выразил сожаление по поводу того, что ему не удалось встретиться с находившимся в это время в Москве президентом Южной Осетии Эдуардом Кокойты.
В Тбилиси между тем продолжается ажиотаж вокруг скандальных московских заявлений южноосетинского лидера. В многочисленных интервью российским СМИ Эдуард Кокойты сообщил, что эмиссары Михаила Саакашвили предлагали ему 20 млн. долл. и пост вице-президента за возвращение Южной Осетии под юрисдикцию Тбилиси. Он назвал и имя одного из несостоявшихся «взяткодателей»: деньги ему якобы предлагал знаменитый форвард тбилисского «Динамо» и сборной СССР 70–80-х годов Владимир Гуцаев, ныне являющийся депутатом парламента Грузии от президентского «Национального движения». «Это наглая ложь. Никаких денег я Кокойты не предлагал, а тем более пост вице-президента, которого, согласно Конституции, в Грузии просто нет. Все мои контакты с руководством Цхинвальского региона носили околоспортивный характер. В частности, я предлагал включить местные футбольные команды различных возрастов в чемпионаты страны, проводить матчи ветеранов и т.д. На какие-то политические контакты я могу пойти только по решению руководства Грузии, но никак не по личной инициативе», – заявил Гуцаев грузинским СМИ.
Тбилиси