Президент Туркмении Сапармурат Ниязов будет искать в ОБСЕ более лояльного посла.
Фото Reuters
На днях глава Центра ОБСЕ в Ашхабаде румынка Параскива Бадеску после двух с половиной лет работы навсегда покинула Туркмению, хотя рассчитывала поработать в этой стране еще полгода. Президент Туркмении Сапармурат Ниязов без объяснения причин отказал послу ОБСЕ в продлении аккредитации. Причина президентской немилости лежит на поверхности: именно при содействии Параскивы Бадеску в конце мая нынешнего года в Туркмении целую неделю работала делегация ОБСЕ. Итогом этой работы стал официальный доклад о нарушениях прав человека в Туркмении. Официальному Ашхабаду выводы доклада явно не понравились – со всеми вытекающими отсюда последствиями.
На это решение Туркменбаши мгновенно отреагировали в Евросоюзе и Госдепе США. В частности, на прощальном дипломатическом ужине, устроенном изгнанной из Туркмении Параскивой Бадеску, посол Великобритании в Ашхабаде Пол Браммел заявил, что «Евросоюз сожалеет и протестует по поводу принятого руководством Туркмении решения не продлевать аккредитацию послу ОБСЕ». «Мы не видим никаких оснований для такого решения, – отметил британский дипломат. – Евросоюз решительно призывает правительство Туркмении пересмотреть свое решение и обеспечить условия для полноценной деятельности Центра ОБСЕ в Ашхабаде».
В свою очередь американский посол в Туркмении Трейси Джейкобсон там же зачитала послание помощника госсекретаря США Элизабет Джонс, в котором была дана высокая оценка деятельности дипломата Параскивы Бадеску на посту главы ашхабадского Центра ОБСЕ.
Комментируя решение туркменского руководства, директор Международного института гуманитарно-политических исследований Вячеслав Игрунов в интервью «НГ» отметил, что не видит в этом ничего удивительного. «Нормы демократии и ситуация с правами человека в Туркмении явно не соответствуют европейским требованиям, и любой посол ОБСЕ будет формировать такое мнение международной общественности, которое вряд ли будет приемлемо для Туркменбаши», – считает Игрунов. Другие российские политологи отмечают, что туркменский лидер предпримет определенные действия, чтобы ОБСЕ в этой стране представлял более лояльный человек, скажем, из Турции или одной из стран СНГ.
По мнению аналитиков, постарается найти более компромиссную фигуру и руководство ОБСЕ. В частности, как сказал «НГ» заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института СНГ Андрей Грозин, «полностью рвать отношения с Туркменбаши в ОБСЕ сейчас не заинтересованы». «Во-первых, – сказал он, – такой шаг косвенно подтвердил бы неэффективность работы этой организации с постсоветскими государствами. Во-вторых, ОБСЕ не может отказаться от возможности отслеживать процессы, происходящие в Туркмении». А там, по мнению эксперта, назревают весьма серьезные политические перемены, и уже в краткосрочной перспективе в Ашхабаде «следует ожидать смены первого лица страны». Наличие неких признаков таких перемен отмечает и член научного совета московского Центра Карнеги профессор Алексей Малашенко. «Тоталитарные режимы отличает то, что они предельно просты, потому что изнутри их некому разваливать. Однако, если появляется трещинка, они рассыпаются как карточный домик».