0
1037
Газета СНГ Интернет-версия

27.07.2004 00:00:00

Ташкент взял курс на сближение с Японией

Виктория Панфилова
Обозреватель отдела политики стран ближнего зарубежья "Независимой газеты"

Об авторе: Виктория Витальевна Панфилова - обозреватель "Независимой газеты".

Тэги: узбекистан, восток, переговоры, инвестиции


узбекистан, восток, переговоры, инвестиции Ислам Каримов и Дзюнъитиро Коидзуми за последние несколько лет не раз поднимали тост за дружбу.
Фото Reuters

Недолгий и вялый роман западных демократий с Узбекистаном, кажется, подходит к концу. Надежды Америки и Европы повлиять на авторитарный режим президента Ислама Каримова в плане его демократизации выглядят явно неосуществимыми. Убедившись в этом, Запад пошел по пути сокращения экономической помощи Ташкенту.

Так, весной нынешнего года Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) принял решение приостановить выделение кредитов на большинство своих проектов в Узбекистане. Этого, впрочем, следовало ожидать: еще в прошлом году западноевропейские финансисты предупредили Ташкент, что выделение кредитов ставится в прямую зависимость от ослабления существующего в стране политического прессинга и ускорения экономических реформ. А после недавнего визита помощника госсекретаря США Элизабет Джонс в Узбекистан Вашингтон решил прекратить военную и экономическую помощь своему стратегическому центральноазиатскому партнеру по войне с терроризмом. Как сообщила лондонская «Файнэншл таймс», Белый дом, дескать, в очередной раз убедился в «отсутствии прогресса в проведении демократических реформ». Больше всего Запад шокировало то, что власти Узбекистана не хотят допустить к участию в предстоящих парламентских выборах ни одну оппозиционную партию.

Западные наблюдатели считают, что все это сильно «подмочило и без того неблагоприятный имидж Узбекистана на международной арене». Создается, однако, впечатление, что в самом Ташкенте особо горевать по этому поводу не намерены. С одной стороны, Узбекистан пытается реанимировать традиционные отношения с Россией, а с другой – активно ищет новых политических и экономических партнеров на Востоке. Эти инициативы выглядят пока довольно успешными. Во всяком случае, в последнее время все больше внимания к этой стране проявляют Китай и Япония. Так, например, месяц назад, во время очередного саммита ШОС в Ташкенте, Пекин на самых льготных условиях выделил Узбекистану 4 млн. долл., продемонстрировав тем самым свою заинтересованность в развитии связей с Ташкентом.

Еще более серьезные планы связывает с Узбекистаном Япония. За весь постсоветский период эта страна направила на развитие Узбекистана более 1,5 млрд. долл. А недавно появилась информация, что Ташкент планирует привлечь кредиты Японского банка международного сотрудничества (JBIC) на общую сумму 592,9 млн. долл. С этой целью узбекское правительство приняло специальное постановление «О создании комитета по сотрудничеству с Японией», который возглавил вице-премьер, министр экономики республики Рустам Азимов. Утвержден перечень из 13 проектов, намеченных к реализации с финансовым участием JBIC, общей стоимостью 1,291 млрд. долл.

Симптоматично, что первоочередные проекты по инвестированию местной экономики связаны с совершенствованием топливно-энергетической сферы Узбекистана. В частности, «Узбекнефтегаз» планирует в течение пяти лет привлечь кредит JBIC для модернизации системы магистральных газопроводов в республике стоимостью 100 млн. долл. Кроме того, около 200 млн. долл. узбекское правительство планирует направить на модернизацию объектов электроэнергетики.

Следует отметить, что японская сторона никогда не ставила свое экономическое сотрудничество с Ташкентом в зависимость от уровня развития узбекской демократии. Поэтому Токио мало волнуют проблемы соблюдения прав человека и свободы слова в Узбекистане. Зато его колоссальные запасы энергоносителей становятся все более привлекательными, особенно в свете осложнения ситуации в ближневосточных странах – традиционных поставщиках нефти и газа в Японию.

Похоже, что в обозримой перспективе Узбекистан, используя японские кредиты, способен стать одним из ведущих поставщиков энергоносителей на Дальний Восток. Однако выход на дальневосточные рынки может быть осуществлен лишь двумя путями – либо через Россию, либо по территории Китая. Поэтому вполне оправданно предположить, что уже скоро между Москвой, Пекином и Токио развернется серьезная конкуренция в борьбе за узбекские ресурсы. Характерно, что потенциальных соперников в равной степени мало волнует степень демократичности местного режима.

Впрочем, нельзя не учитывать, что в этом соревновании прямо или косвенно, но неизбежно примут участие и Соединенные Штаты, которым не безразлично, по каким путям пролягут маршруты будущих стратегических нефте- и газопроводов. В этом смысле фактор американского военного присутствия в Узбекистане, где на базе в Ханабаде расквартированы 3 тыс. американских солдат, играет немаловажную роль. Этот контингент должен находиться здесь до окончания антитеррористической операции в Афганистане, то есть, мягко говоря, еще очень долго.

Вряд ли Вашингтон обрадуется перспективе поставок узбекского газа в Китай. Не секрет, что безуспешные попытки Пекина расширить экспорт газа из России во многом до сих пор остаются безрезультатным из-за неафишируемого, но очень последовательного противодействия США. Именно это обстоятельство в значительной степени тормозит, например, принятие решения о строительстве газопровода Ангарск–Дацин. С этой точки зрения вполне логично, что американцы могли бы поддержать в будущем планы прохождения новых энергетических инфраструктур по российской территории, откуда затем газ можно поставлять в Японию и другие государства – союзники США в обход Китая. Само собой разумеется, за это Вашингтон непременно потребует от России очередных уступок, поскольку для Москвы выгоды от этого варианта очевидны. В результате контроль над энергодобывающей сферой и экспортом энергоносителей из Узбекистана будет поделен между Россией и Америкой. В этом случае углубление противоречий между Москвой и Пекином становится неизбежным.

Таким образом, планы Японии по модернизации узбекской экономики в целом, и энергодобывающей сферы в частности, отнюдь не являются сугубо двусторонним делом Токио и Ташкента. Уже очень скоро это сотрудничество поставит Узбекистан в центр новой геополитической интриги.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
697
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
783
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
475
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
574

Другие новости