Лидер Южной Осетии Эдуард Кокойты не устает демонстрировать, что пользуется всенародной поддержкой населения.
Фото Reuters
В Грузии ширится скандал, связанный со сменой российскими миротворцами в зоне конфликта в Южной Осетии своей бронетехники на более новую. Колонна бронетехники пересекла российско-грузинскую границу через Рокский тоннель еще во вторник. Поначалу, правда, сам факт появления в зоне конфликта четырех десятков российских БМП и БТР отрицали как представители цхинвальского руководства, так и российские военные. И это, естественно, насторожило грузинскую сторону.
Вчера начальник пресс-службы Минобороны России Вячеслав Седов объяснил, что «российские миротворцы проводят плановую замену бронетехники, находящейся на вооружении южноосетинского батальона Смешанных сил по поддержанию мира». А в Цхинвали командующий миротворческим контингентом генерал-майор Святослав Набздоров заявил: «Подобную замену не так давно провели грузинские «голубые каски», и это было воспринято нами с пониманием. В процессе нынешней замены количество единиц бронетехники в зоне конфликта в целом не изменится. В пятницу в присутствии наблюдателей из региона будет выведено такое же количество БМП и БТР».В ответ спикер парламента Нино Бурджанадзе возмутилась: «Непонятно, почему это нужно делать без предварительного согласования, провоцируя домыслы и нагнетая ситуацию».
Еще более решительно настроен губернатор региона Шида Картли, граничащего с Южной Осетией, Михаил Карели, заговоривший о возможной конфискации введенной в зону конфликта российской бронетехники. Однако, как сказал «НГ» начальник Генштаба Грузии генерал-майор Гиви Иукуридзе, по достоверным данным, упоминавшиеся 40 единиц бронетехники (22 БМП-2 и 18 БТР-70) уже находятся в Цхинвали. Вместе с тем генерал Иукуридзе опроверг слухи о том, что после заявления президента Михаила Саакашвили о возможной денонсации дагомысских соглашений 1992 года по урегулированию конфликта в Южной Осетии грузинская армия якобы приведена в состояние повышенной боеготовности. «Такого приказа не было. Министерство обороны, все структуры живут повседневной жизнью. Хотя при соответствующем приказе грузинская армия способна без проблем в минимальные сроки разрешить цхинвальскую проблему. Расторжение дагомысского договора – это политический вопрос. Вполне возможно, что на данном этапе было бы целесообразнее изменить формат переговоров, сведя их к двусторонним. Ведь очевидно, что российские миротворцы попросту не справляются со своими функциями. У нас есть масса фото- и видеодоказательств о переброске в зону конфликта танков и артиллерийских установок, проникновении мелких вооруженных группировок. Все это происходит с попустительства командования миротворцев», – заявил «НГ» генерал Иукуридзе.
Батумское заявление Михаила Саакашвили о возможной денонсации дагомысских соглашений эксперты расценивают как вполне четкое предупреждение. «Президент Саакашвили еще раз подчеркнул, что никакой другой альтернативы территориальной целостности Грузии нет, – сказал политолог Рамаз Сакварелидзе в интервью «НГ». – Заявление можно рассматривать и как желание Саакашвили продемонстрировать, что дагомысские соглашения не могут служить инструментом давления в вопросе разрешения грузино-осетинского конфликта, поскольку президент сказал об этом, перечисляя возможные контрмеры Тбилиси».
В самой зоне конфликта положение остается напряженным. Вчера в Цхинвали для ознакомления с ситуацией побывали председатель комитета НАТО в Конгрессе США Брюс Джексон и председатель Совбеза Грузии Гела Бежуашвили. После возвращения из Цхинвали Джексон заявил, что власти Южной Осетии не могут обеспечить будущее своего населения. «Мы предлагаем им (властям Южной Осетии) действовать более открыто и согласиться на ведение переговоров с грузинской стороной», – сказал Джексон.
Тбилиси