Горы компромата может обрушить Александр Лукашенко на любого из чиновников.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В Белоруссии ожидают суда два крупных госчиновника, погоревшие на злоупотреблениях служебным положением и финансовых махинациях, суммы которых исчисляются сотнями тысяч долларов. В России, где сажали пока только бизнесменов, наверняка заинтересуются этой практикой. Брать под арест государственных деятелей в Москве пока не начали, но могут.
Первой попала под горячую руку управделами Лукашенко Галина Журавкова. Сначала президент отстранил ее от обязанностей, а уже через день КГБ провел в ее квартире ночной обыск, после чего бывшую приближенную президента увезли в следственный изолятор. Это произошло 11 февраля. Тогда же КГБ прямо в рабочем кабинете арестовал 33-летнего Егора Рыбакова, председателя государственной Белтелерадиокомпании. В середине июня Журавкову выпустили из изолятора под подписку о невыезде, а Рыбаков до сих пор находится за решеткой. Как сообщили в КГБ, бывшая управделами уже полностью возместила нанесенный государству ущерб, который, по разным оценкам, доходил до 2 млн. долл., и сейчас знакомится с материалами своего дела. По слухам, то же предстоит сделать и Рыбакову, который обвиняется в коррупции на общую сумму в полмиллиона долларов. Когда над ними состоится суд, пока неизвестно.
Галина Журавкова проработала управляющей делами Лукашенко несколько лет и сумела прибрать к рукам самые прибыльные виды бизнеса. Начав с сахара, табака и рыбы, она положила глаз на поставки угля и нефти. Но развернуться ей не дали – по версии некоторых СМИ, у нее начались неприятности именно после того, как она заинтересовалась нефтяным рынком. Эта сфера контролируется государством и поделена между заинтересованными кланами, в которых не последнее место занимают силовики. Теперь следствие засекречено и никакие данные не разглашаются. Решение об отстранении Журавковой принял сам Лукашенко, объяснив это тем, что «некоторые слишком много себе позволили». Ей уже предъявлено обвинение по статье за хищение «путем злоупотребления служебными полномочиями, совершенное повторно либо группой лиц по предварительному сговору». Наказание за такое преступление может быть от двух до пяти лет, имущество экс-управделами уже арестовано.
Егор Рыбаков зарабатывал на взятках, хищениях (следствие якобы нашло у него 100 тыс. долл. присвоенных денег) и в обмен на определенные суммы принимал решения, выгодные коммерческим структурам, например на размещение рекламы либо поставки телевизионного оборудования. Выдвинутые против него обвинения тянут на срок от 7 до 15 лет с конфискацией либо без конфискации имущества. По некоторым сведениям, арест на шикарную квартиру в Минске и дом в Беловежской Пуще, который якобы принадлежит Рыбакову, уже наложен. Следствие по этому делу ведет республиканская прокуратура, и оно также засекречено. С должности Рыбакова снял сам Лукашенко, а через два дня его арестовали. Бывшие коллеги не любили его и считали пешкой в игре Лукашенко: «Рыбаков – жертва собственных амбиций. Он закомплексован, недостаточно образован и не лучшим образом воспитан, не очень умен и совершает уйму глупостей. Рыбаков идеально выполнил свою грязную работу, но ему не позавидуешь┘ Гора компромата может обрушиться на него в любой момент». Речь идет о раннем восхождении Рыбакова, который в 29 лет стал фактическим руководителем белорусского радио и телевидения. Лукашенко назначил его в июне 2001 года, как раз перед выборами президента.
Сейчас в Белоруссии ожидают судов, которые должны расставить точки над «i» в делах Журавковой и Рыбакова. Хотя одна из белорусских газет высказала версию, что таковых может и не быть. Якобы готовится проект указа Лукашенко, который по примеру грузинского президента Михаила Саакашвили будет миловать провинившихся чиновников, если они возместили причиненный государству ущерб. Журавкова это уже сделала, а Рыбаков, по неофицальным данным, как раз начал «погашать» долги.
Минск