За последние две недели в Баку наведались несколько высокопоставленных чиновников и дипломатов России – председатель Торговой палаты Евгений Примаков, мэр Москвы Юрий Лужков, председатель Счетной палаты Сергей Степашин и исполнительный секретарь СНГ Владимир Рушайло.
По мнению азербайджанских экспертов, все эти вояжи, кроме разве что визита Сергея Степашина, так или иначе касались взаимоотношений Азербайджана с западными международными структурами. «Примаков был личным другом и в какой-то мере коллегой Гейдара Алиева. Юрий Лужков также имел дружеские и не менее тесные деловые отношения с семьей Алиевых, – отметил в беседе с корреспондентом «НГ» политолог Азер Рашидоглу. – Наконец, Владимир Рушайло, который, будучи секретарем Совбеза России, приезжал в Баку накануне президентских выборов для поддержки кандидатуры Ильхама Алиева. Все эти люди имеют определенное влияние на азербайджанского президента. Вряд ли все это может быть случайностью. Только Сергей Степашин, который на самом деле в Баку обсуждал конкретные вопросы, как-то не вписывается в эту схему».
При этом Степашин в Баку заявил, что намерен обсудить с азербайджанскими коллегами вопросы, связанные с проведением совместных проверок по биоресурсам Каспия и по нефтяным проектам. Хотя большая часть его встречи с президентом Ильхамом Алиевым прошла за закрытыми дверями, некоторые ее подробности были раскрыты Степашиным на пресс-конференции в субботу вечером.
Оказалось, что официальный Баку не устраивает тарифная политика «Транснефти» в отношении транзита азербайджанской нефти по маршруту Баку–Новороссийск. Счетная палата РФ обещала проанализировать тарифную политику «Транснефти» в отношении транзита азербайджанской нефти по этому трубопроводу.
По словам Степашина, Ильхам Алиев проинформировал его о том, что в результате транзитной политики «Транснефти» потери Азербайджана достигают 50 млн. долл. в год. В настоящее время Азербайджан платит за каждую тонну нефти, экспортируемой по данному маршруту, 15,67 долл. и предлагает снизить тарифы. «Это вопрос долгих дискуссий, и однозначно ответить на него сегодня очень сложно, но мы договорились детально проанализировать ситуацию», – заявил Степашин. Вместе с тем он признал важность для России транзита азербайджанской нефти по маршруту Баку–Новороссийск: «Уход России с этой игровой площадки был бы неправилен как со стратегической, так и экономической точки зрения».
Он отметил, что уже подготовлен отчет по использованию биоресурсов Каспия. А этот вопрос имеет огромное значение для обеих сторон. Дело в том, что за последние годы и Азербайджан, и Россия сталкивались с международными санкциями, прежде всего связанными с выловом осетровых на Каспии. Обеим странам на время был запрещен экспорт черной икры.
Совместная проверка хода выполнения нефтяных проектов также представляет обоюдный интерес. Из российских компаний в азербайджанских проектах на Каспии участвует только «ЛУКОЙЛ». Правда, Министерство по налогам Азербайджана утверждает, что «ЛУКОЙЛ» не перечислил в бюджет Азербайджана около 200 млн. долл. из прибыли, полученной от продажи доли российской компании в так называемом «контракте века» – проекте освоения месторождений Азери–Чираг–Гюнешли.
Напомним, что «ЛУКОЙЛ» вложил в реализацию «контракта» около 400 млн. долл., а продал свою долю за 1,33 млрд. долл. Получив чистой прибыли почти 900 млн. долл., компания не заплатила в азербайджанский бюджет ни одного маната.
При этом местные эксперты уверены, что претензии Министерства по налогам к «ЛУКОЙЛу» не имеют никакой перспективы. Во-первых, «контракт века», утвержденный азербайджанским парламентом, не предусматривает пополнения бюджета налогами с продажи компанией своей доли. Не платили налоги и другие иностранные компании (например, PENZOIL), продавшие свои доли в проекте. Во-вторых, по контракту все иностранные компании должны платить налоги у себя в стране.
В-третьих, АМОКО, главный оператор проекта, зарегистрирована не в Азербаджане, а на Кайманах. Поэтому тяжба налоговиков с «ЛУКОЙЛом» по данному вопросу не имеет никакой перспективы.
Что касается других визитеров, то аналитики полагают, что Кремль таким образом пытается воздействовать на Ильхама Алиева на личном уровне, чтобы тот изменил внешнеполитический курс Азербайджана. Избранные в Баку прозападные и проамериканские ориентиры не вполне устраивают Москву. «Буквально за последний месяц во взаимоотношениях Азербайджана с Западом произошли события, которые напрямую задевают интересы России.
Первое. Азербайджан вышел на новый уровень во взаимоотношениях с НАТО, согласовав программу по индивидуальному сотрудничеству с Евроатлантическим союзом. Во-вторых, Азербайджан стал членом программы ЕС «Расширение Европы – новые соседи». Эти моменты не могут не беспокоить Москву, которая в союзе с Тегераном на рубеже Южного Кавказа хотела бы приостановить военно-политическую и экономическую экспансию Западной Европы и США в Среднюю Азию. Не случайно, что совсем недавно министр иностранных дел РФ Сергей Лавров согласился с предположением, что расширение Евросоюза беспокоит Россию больше, чем расширение НАТО.
Вряд ли можно считать случайностью тот факт, что в ближайшее время Баку посетит с официальным визитом президент Ирана, а азербайджанский министр иностранных дел получит возможность оказаться в Тебризе. Налицо и то, что Россия пытается способствовать разрешению имеющихся конфликтов, в том числе по статусу Каспия между Азербайджаном и Россией.
Баку