Пока у Михаила Саакашвили все получается.
Фото Reuters
Президент Грузии Михаил Саакашвили в последние дни сделал несколько программных заявлений, в которых четко обозначил планы на ближайшие годы. Судя по всему, молодой грузинский лидер твердо намерен не оставить для России ни малейших шансов на политическое и экономическое влияние в регионе. Если ему удастся в кратчайшие сроки выдворить из Грузии российские военные базы, лишить ее уже приобретенной собственности в Аджарии и Абхазии, а также обеспечить переориентацию российских капиталов на восстановление грузинской экономики, то Саакашвили войдет в историю своей страны как Давид Строитель.
В понедельник Михаил Саакашвили подписал закон о статусе Аджарии, который сразу после утверждения парламентом и подписания президентом вступил в силу. А уже во вторник министр экономики Грузии Каха Бендукидзе обнародовал программу приватизации промышленных и туристических объектов Аджарии. При этом уже приобретенные россиянами объекты, как и собственность семьи Аслана Абашидзе, будут отобраны. «Речь идет о нескольких десятках миллионов лари (десятки миллионов долл. – «НГ») – это имущество также должно быть конфисковано», – заявил вчера президент, отметив, что «конфискованное имущество будет использовано на развитие инфраструктуры Аджарии». Таким образом, президент Грузии четко обозначил, что не намерен считаться с российской собственностью, приобретенной у местных властей до его прихода к власти.
Кроме того, властям Грузии хватило двух месяцев, чтобы забыть о гарантиях неприкосновенности, данных бывшему главе Аджарской автономной республики Аслану Абашидзе. Прибывший в понедельник в Батуми новый прокурор автономии Георгий Папуашвили первым делом ознакомился с материалами следствия по делу семьи Абашидзе и дал добро на возбуждение уголовного дела против экс-правителя Аджарии. Как сообщили «НГ» в Генеральной прокуратуре Грузии, речь идет о злоупотреблениях должностными полномочиями и присвоении государственных средств в особо крупных размерах.
Вместе с тем первый замгенпрокурора страны Георгий Джанашия не пояснил, будет ли Грузия обращаться к России по поводу экстрадиции бывшего правителя Аджарии. Как сказала «НГ» руководитель пресс-центра Генпрокуратуры Хатуна Цхведиашвили, этот вопрос будет решен позже: «Пока же в деле Абашидзе многое нуждается в уточнении. Еще не полностью определено имущество, предприятия, так или иначе контролировавшиеся семьей, и т.д. Только после этого согласно законодательству он может быть объявлен в розыск, а власти обратятся к России с просьбой экстрадировать Абашидзе». По словам председателя правления влиятельного НПО «Ассоциация молодых юристов» Давида Усупашвили, если обвинения подтвердятся, Аслан Абашидзе может сесть в тюрьму на 7 лет.
На закон о статусе Аджарии Саакашвили возлагает особые надежды, поскольку этот фундаментальный документ исключает сепаратизм в автономии и может сыграть существенную роль в восстановлении территориальной целостности страны. При этом президент заявил, что Грузия в ближайшие два-три года вернет под свою юрисдикцию и Абхазию.
У Михаила Саакашвили нет другого выбора, иначе кредит народного доверия очень скоро иссякнет. А вот механизмы для решения этой сложнейшей проблемы он постепенно создает. Во всяком случае, грузинский президент демонстрирует последовательный, предельно жесткий политический курс на восстановление целостности страны, тогда как у России никакой внятной политики в отношении Грузии и ее бывших автономий нет.
Михаил Саакашвили пришел к власти в тот момент, когда страна дошла до состояния полного упадка экономики, обнищания населения и политической ничтожности. Экономический кризис в той или иной степени коснулся после распада СССР всех новых независимых государств. Но одни из них, как, например, прикаспийские государства, смогли выстоять за счет природных ресурсов, другие, как Армения, – за счет помощи России, сориентировавшись на полную поддержку ее политики, во всяком случае, внешней. Грузия же, некогда одна из самых богатых республик СССР, из символа процветания и изобилия трансформировалась в полную противоположность. Вот в таком государстве на волне невероятной веры в него отчаявшегося населения и пришел к власти Михаил Саакашвили.
Чтобы сохранить имидж, Саакашвили вынужден выполнять свои обещания. Особенно в части восстановления территориальной целостности – это самая болезненная проблема независимой Грузии. Воссоединение с бывшими автономиями необходимо ему еще и потому, что установление юрисдикции Тбилиси над Абхазией и Южной Осетией означало бы и грандиозную политическую победу над Россией. Влияние Москвы на политэлиты непризнанных государств практически абсолютно и является главным поводом для обиды грузин.
Тбилиси–Москва