Бурное развитие китайской экономики заставляет страну искать новые рынки сбыта своей продукции.
Фото Reuters
На 1 млрд. 250 млн. долл. разбогател Узбекистан после участия Китая в саммите Шанхайской организации сотрудничества, прошедшего в Ташкенте в середине июня. Поездка на саммит председателя КНР Ху Цзиньтао, который находился в Узбекистане в течение пяти дней, стала одновременно и его официальным визитом в эту центральноазиатскую страну.
Миллиарда с четвертью «зеленых» официальный Пекин не пожалел на установление более близких отношений с Ташкентом. По оценкам экспертов, именно такую цель преследовал Ху Цзиньтао, принимая решение о совмещении государственного визита с участием в саммите ШОС. Протокольные службы высшего руководства КНР и Узбекистана поработали на славу, обеспечив максимальные удобства лидерам двух стран в ходе двусторонних встреч. Ху Цзиньтао и Ислам Каримов демонстрировали более чем пристальное внимание двух стран друг к другу, а члены китайской делегации прозрачно намекали на свои планы фундаментально подружиться со всей Центральной Азией.
Именно в рамках официального визита в Ташкент председатель КНР Ху Цзиньтао объявил о решении своего правительства предоставить Узбекистану финансовое содействие в виде гранта, беспроцентного кредита, долгосрочного льготного кредита в китайских юанях и долгосрочного льготного кредита сроком на 20 лет на общую сумму 350 млн. долл. Кроме того, в ходе работы саммита китайский лидер проинформировал о выделении Пекином кредита в размере 900 млн. долл. на развитие экономических отношений в рамках ШОС. Нетрудно догадаться, что и этот кредит будет осваиваться в основном Узбекистаном: Россия и Казахстан практически прекратили привлечение государственных кредитов в свою экономику на двусторонней основе, а возможности двух других участников Шанхайской организации – Киргизии и Таджикистана – значительно ограничены.
В кулуарах саммита члены китайской делегации обмолвились, что это самый большой пакет экономического содействия, когда-либо предоставленный Китаем одномоментно какой-либо из стран. Пекин предоставляет подобные кредиты лишь в исключительных случаях и только тем странам, которые вошли в сферу геополитических интересов КНР. В Узбекистане Китай видит главную движущую силу в Центральной Азии и своим жестом демонстрирует стремление к приоритетному сотрудничеству с Ташкентом.
Таким образом, узбекский саммит ШОС оказался для предприимчивого Ташкента политически и экономически выгодным. Причем раскошелился не только Китай. В присутствии президентов Узбекистана и России был также подписан контракт о привлечении инвестиций российской компании «ЛУКОЙЛ» на 1 млрд. долл., а также объявлено о новом контракте с «Газпромом» почти на 1,5 млрд. долл. Несложный арифметический подсчет показывает, что саммит ШОС принес экономике Узбекистана инвестиций, кредитов и грантов на общую сумму почти в 4 млрд. долл. Таким образом, борьба между Китаем и Россией за влияние в регионе приняла вполне осязаемые и поддающиеся долларовому исчислению формы.
Впрочем, нетрудно заметить, что в последнее время страны Центральной Азии стремительно стали менять приоритеты. На смену Вашингтону в регион приходят Пекин и Москва. И если Россия пытается восстановить былое влияние в этих странах, то Китай при растущей экономике ищет не только рынки сбыта, но также претендует на политическое влияние в регионе. Кроме того, Китай заинтересован в ресурсах и, как полагают эксперты, намерен и Россию вовлечь в сферу своих интересов.