В пятницу Лукашенко на встрече с союзными парламентариями опять поставил ребром вопрос об НДС и принципе его взимания. По его мнению, то, что собирается предпринять Россия в этом вопросе, может поставить «полный крест на нашем союзе». Вопрос об НДС давно огорчает Лукашенко. В последний раз его пытались решить 8 июня, когда в Минск приезжал глава российского правительства Михаил Фрадков. Два министра финансов – российский Алексей Кудрин и белорусский Николай Корбут подготовили соглашение, но подписано оно не было. И пресса не стала поднимать по этому поводу шум, так как все рукоплескали подписанному в тот день газовому контракту на поставки топлива от «Газпрома». Однако Минск не забыл о важном для него вопросе, и теперь сам Лукашенко пытается внести в него ясность.
Сейчас Белоруссия покупает у России продукцию и возвращает налог в российский бюджет – т.е. действует принцип взимания НДС по стране происхождения. Бюджет Белоруссии, по словам Лукашенко, теряет на этом 150–170 млн. долл. ежегодно с середины 2001 года. Вопрос пытались решить на уровне правительств при личном нажиме Лукашенко уже неоднократно. Белоруссия требует от России выплатить компенсацию в размере 2,1 млрд. долл. «за ущерб от предыдущих лет» либо перейти на иной принцип взимания НДС – по стране назначения, тогда налог будет уплачиваться в белорусскую казну. Россияне же предлагают третий вариант: позволить Белоруссии платить налог в собственный бюджет за исключением импорта энергоносителей из России. А с такой оговоркой нововведение становится малозначимым, так как поставки топлива составляют более 50% всего импорта из России.
Выплачивать компенсации Минску также, судя по всему, не входит в планы российского правительства. «Белорусскую сторону сегодня настораживают отдельные заявления со стороны российских депутатов о том, что одним из направлений пополнения российского бюджета является введение косвенного налога по стране назначения с изъятием по нефти и газу и якобы этот проект уже сегодня имеется в Госдуме», – сказал Лукашенко. По его словам, «такого ни одна страна не потерпит».
В пятницу на встрече с союзными парламентариями Лукашенко сказал, что потери белорусской стороны в 700 млн. долл. за 2002–2003 годы уже признаны российской стороной и она пообещала их компенсировать. «Но, наверное, чтобы не платить, российская сторона нам сказала, что заплатит наши потери, когда будет введен российский рубль», – сказал Лукашенко. И дал понять, что, раз Минску пытаются таким образом выкручивать руки, он в долгу не останется.
Минск