Белоруссия намерена объединить крупнейшие нефтехимические предприятия в новую единую государственную структуру. Эксперты считают, что за этим кроются как минимум две цели: составить конкуренцию российским поставщикам нефти в страну, а также объединить десятки предприятий в одну компанию для более удобной приватизации и последующей продажи «фамильного серебра» белорусской экономики.
Инициатором реформирования выступает концерн «Белнефтехим», который находится в непосредственном подчинении Совета министров. Отвечать на вопросы «НГ» о готовящейся реформе отказались и в самом «Белнефтехиме», и в Минэнерго, и в правительстве, сославшись на конфиденциальность информации. Но известно, что одна из первых попыток реформировать нефтяную отрасль относится к 1995 году – тогда намечалось акционировать со стопроцентным государственным капиталом 42 из 51 предприятия, которые входят в состав концерна. В качестве совладельцев Новополоцкого и Мозырского нефтеперерабатывающих заводов назывались российские компании. Однако Лукашенко запретил акционирование нефтехимического комплекса, и план забраковали.
С тех пор идея много раз трансформировалась, в 2003 году концерн «Белнефтехим» все-таки завершил первый этап реорганизации, создав 6 областных нефтебаз вместо 32 районных. Далее их намечено включить в состав Белорусской нефтяной компании, куда войдут также государственное ПО «Белоруснефть» (монополист по добыче нефти в Белоруссии), Мозырский нефтеперерабатывающий завод, ОАО «Нафтан» и Белорусский нефтяной торговый дом, который ведает вопросами закупки нефти. Раньше в этом списке фигурировали гомельский и новополоцкий нефтепроводы «Дружба», но затем их исключили.
На создаваемую компанию предполагается возложить поставки нефти в Белоруссию и обеспечение внутреннего рынка нефтепродуктами. Некоторые СМИ уже негативно оценили эту идею: «Предприятия, вошедшие в новую структуру, будут лишены финансовой самостоятельности», – пишет аналитическая еженедельная газета – «Белорусский рынок». Но разработчики плана считают, что реорганизация обеспечит нужную концентрацию ресурсов и централизацию управления, что повысит конкурентоспособность на рынке работ и услуг.
Это важно хотя бы для того, чтобы создать противовес неизбежному в будущем приходу российских компаний на рынок Белоруссии. Как известно, недавно был решен вопрос о признании российской собственностью проходящего по территории Белоруссии нефтепровода Запад–Транснефтепродукт, и это уже не первый шаг в этом направлении.
Сейчас нефтяной рынок поделен между российскими поставщиками, белорусскими госпредприятиями и частными компаниями. «Возможно, создание новой консолидированной компании еще более усилит контроль государства над этим рынком, – говорит Ярослав Романчук, директор Минского научно-исследовательского центра Мизеса. – Основные коммерческие операции будут проводиться только через нее. Государство соединит в ней две функции: станет учредителем и начнет выдавать лицензии, формировать конкурентное поле». Вместе с этим эксперт считает, что такое укрупнение может свидетельствовать о планах Минска одним движением приватизировать нефтехимический комплекс с последующей его продажей единым пакетом. Не секрет, что нефтехимию Лукашенко курирует лично и все решения исходят от него. Романчук считает, что в покупке нефтехимических предприятий могут быть заинтересованы и разные кланы белорусской власти: Управление делами президента, администрация Лукашенко, силовые и контролирующие структуры, которые также любят заниматься дележом активов.
Минск