0
720
Газета СНГ Интернет-версия

07.06.2004 00:00:00

Киев и Баку разошлись во взглядах

Тэги: алиев, визит, киев, скандал


алиев, визит, киев, скандал В отличие от экономики, в политической сфере у президентов Украины и Азербайджана разногласий не оказалось.
Фото Reuters

Двухдневный визит президента Азербайджана Ильхама Алиева в Киев завершился небольшим скандалом. Выяснилось, что вопреки чаяниям украинского правительства Баку не готов оправдать достройку и ввод в эксплуатацию нефтепровода Одесса–Броды. Хотя после переговоров Алиева с президентом Кучмой в числе других десяти документов (в частности, о сотрудничестве в сфере нефтегазового машиностроения и кооперации предприятий оборонных отраслей) было подписано межправительственное соглашение о принципах сотрудничества в нефтяной сфере, украинская сторона осталась недовольна. Согласно последнему документу Киев и Баку обязались создать благоприятные и безопасные условия для транзита нефти из третьих стран по своей территории.

Кроме того, Азербайджан выразил намерение продать Украине на коммерческих условиях нефть для запуска нефтепровода Одесса–Броды. Однако Ильхам Алиев несколько раз дипломатично уходил от ответа на вопрос о конкретных объемах, которые его страна может поставлять по этому маршруту, подчеркивая, что Баку готов оказать основному украинскому нефтетранспортному проекту преимущественно политическую поддержку.

В ответ раздраженный Леонид Кучма сказал: «Не нужно быть Карлом Марксом или Фридрихом Энгельсом, чтобы сосчитать количество добываемой (в Азербайджане. – «НГ») нефти, пропускную способность нефтепровода Баку–Тбилиси–Джейхан (который действительно имеет стратегическое значение, потому что поставляет нефть в Средиземное море, на все рынки мира) и в этом свете – дальнейшие перспективы нефтепровода Одесса–Броды». По мнению украинского президента, перспектив нет, ибо в лучшем случае Баку, который уже сейчас, до пуска в эксплуатацию нефтепровода Баку–Тбилиси–Джейхан, поставляет свою нефть по двум маршрутам (Баку–Новороссийск и Баку–Супса), сможет продать Украине только пару миллионов тонн. В то время как для коммерческой эксплуатации трубопровода Одесса–Броды необходимо как минимум 9 млн. тонн.

Ранее президент Украины не раз выступал с резкой критикой проекта по транзиту нефти из Азербайджана и Центральной Азии в Европу. С 2002 года, несмотря на многочисленные решения Кабинета министров и Минтопэнерго Украины, так и не началась полноценная коммерческая эксплуатация магистрального нефтепровода Одесса–Броды. Загрузка других составляющих нефтетранспортной системы страны составила только 52% от возможностей. Через терминал Южный (Одесса) прокачано только 2,1 млн. тонн нефти при потенциальной пропускной способности 9 млн. тонн. Вследствие этого госбюджет Украины ежегодно недополучает сотни миллионов долларов США, заявил он месяц тому назад. И добавил, что Украине не удалось подписать контракты на транспортировку нефти по маршруту Одесса–Броды ни с продавцами, ни с покупателями. При этом украинский президент отметил, что Запад не предпринимает никаких реальных шагов для начала полноценной эксплуатации нефтепровода Одесса–Броды: Польша (основной партнер Украины по этому проекту. – «НГ»), чтобы избежать зависимости от России, построила терминал в Гданьске и трубу до Плоцка. Но с 1999 года эта труба работает в обратном направлении, и сегодня 92% поставок нефти в Польшу российские. Потому что они самые дешевые.

С тех пор украинские эксперты почти не сомневались в том, что президент повлияет на планы Кабмина, чтобы было принято предложение российско-британской нефтяной компании ТНК-ВР о временном реверсном (в обратном направлении) использовании нефтепровода Одесса–Броды. Это предложение было сделано российской стороной год назад, и с тех пор Киев находил разные предлоги для отказа, хотя эксперты считали, что подоплека европейской ориентации нефтетранспортных планов Кабмина кроется в политической плоскости. Киев традиционно оставлял себе возможности для торга с Россией. Теперь же ситуация для Украины существенно изменилась из-за возникшего кризиса на рынке нефтепродуктов. После фактического отказа Баку от полноценного сотрудничества с Киевом на маршруте Одесса–Броды стало очевидно, что этот нефтепровод по прямому маршруту использоваться не может. Остался единственный выход – передача его россиянам для реверсного использования. Иначе, сказал Кучма, дорогостоящий проект превратится в металлолом.

Киев


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1617
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3544
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2610
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2117

Другие новости