На днях российские информагентства сообщили, что в ближайшие несколько месяцев в Минск прибудет большая партия российских самолетов Ту-134, которые впервые пройдут модернизацию для полетов над Европой. С огромными штрафами Евросоюзу из-за повышенного уровня шумов будет покончено. Ранее самолеты в Белоруссии переоснащались только с целью обновления устаревшей аппаратуры и улучшения комфортабельности салона.
Минский авиаремонтный завод – один из лучших предприятий своего профиля в СНГ – имеет прекрасную репутацию и дешевую рабочую силу (средний заработок составляет 120–130 долл.). Во времена СССР здесь переоборудовали самолеты для Индиры Ганди и Фиделя Кастро, а сегодня – для главнокомандующих российских военных округов, министров разных стран СНГ, политиков и звезд шоу-бизнеса. Сейчас завод принял два заказа от министров из Казахстана, не так давно переоборудовал несколько десятков бортов для командующих российскими военными округами – они оснащены военной аппаратурой по последнему слову техники, так что, взлетая, могут устанавливать связь с любой точкой мира. Но самым приятным занятием работники считают выполнение индивидуальных заказов. «Недавно работали над Як-42, кажется, для Юрия Лужкова, – рассказал «НГ» один из инженеров завода. – Вместо 120 пассажирских мест сделали 20. Сколько там диванов – не перечесть, спальня, душ. Приятно работать, когда есть хорошие материалы под рукой, техника. А для заказчика такая переделка обходится в один-два миллиона долларов». По словам инженера, владельцы этих фешенебельных самолетов, разделенных на комнаты, напичканных душевыми кабинами, мебелью, кофеварками, кондиционерами, кухнями и посудомоечными машинами, все так же платят штрафы, пролетая над Европой.
Один из главных вопросов, как сказал «НГ» пресс-секретарь Государственного комитета авиации Белоруссии Вадим Бицан, – доведение самолета до европейского стандарта. Если установить новое навигационное оборудование специалистам несложно, то для понижения шумовых характеристик нужен новый двигатель.
Вопрос о том, чтобы поставить модернизацию российских самолетов в Минске на поток, уже как минимум год обсуждается на уровне Союзного государства. Самолеты Ту-134, Як-40 и Як-42 хороши по своим планерным свойствам, но не соответствуют стандартам Европы по уровню шума и аэронавигационной оснастке. Как сказали «НГ» в минском представительстве Союзного государства, «добро» на проект дало только белорусское правительство, а Союзный Совмин не утверждает ни сам документ, ни его финансирование.
Между тем есть проблемы и на самом предприятии, где никак не могут наладить поставку новых двигателей. Их делают в Запорожье, а навигационные системы – в России. На авиаремонтном заводе создано совместное предприятие «Интеравиа», которое должно наладить связи с поставщиками, – сразу после этого станет возможно поставить на поток полную модернизацию самолетов. Но отвечать на вопрос, когда это произойдет и чем вызваны задержки, руководство завода отказалось, не удалось получить комментарии и в «Интеравиа». Источник «НГ» на заводе предположил, что руководство завода «что-то темнит с двигателями и новой аппаратурой, получая деньги под проект, но не отрабатывая их». Вообще, по его словам, установка нового двигателя является трудоемким занятием, а инженеры и рабочие не видели пока не то что нового двигателя, но даже соответствующих чертежей. Он выразил сомнение, что приступить к модернизации можно будет в ближайшие месяцы.
Минск