Первый саммит глав государств – участников Единого экономического пространства (ЕЭП), открывшийся вчера в Ялте, проходит, по сути, в режиме экспромта. Принимающий гостей президент Кучма создал специальную рабочую группу, последние две недели занимавшуюся подготовкой к встрече, а крымские власти решили перекрыть движение на основных трассах полуострова, пытаясь сделать пребывание глав Украины, России, Казахстана и Белоруссии максимально комфортным.
Однако форма встречи, похоже, затмила ее содержание. Несмотря на усилия правительственных экспертов, собравшихся в Крыму несколько дней назад, чтобы согласовать позиции четырех стран к моменту приезда президентов, даже накануне саммита его повестка дня была известна только в общих чертах. Заранее было заявлено, например, что президенты будут обсуждать украино-российский проект самолета Ан-70, а также создание украино-российско-казахского предприятия по производству топлива для атомных электростанций. Хотя подобные вопросы, очевидно, не соответствуют уровню саммита и не являются ключевыми при утверждении планов по экономической интеграции четырех государств.
Как сообщил журналистам руководитель секретариата 12-го заседания группы высокого уровня по вопросам формирования ЕЭП, вице-премьер Казахстана Сауат Минбаев, во второй день саммита был запланирован обмен ратификационными грамотами по соглашению о создании ЕЭП. Но чем в дальнейшем будут наполнены рамочные межгосударственные соглашения, эксперты не комментировали. Хотя официальный представитель МИД РФ Александр Яковенко накануне выходных подтвердил, что готовящиеся документы обеспечат свободу перемещения в рамках ЕЭП капитала, рабочей силы, товаров и услуг. Он подчеркнул, что в будущем участники объединения планируют согласовывать налоговую, денежно-кредитную и валютно-финансовую политику, а также проводить единый внешнеторговый курс.
Однако подобные заявления звучали и раньше, а четких временных рамок нововведений пока никто назвать не смог. Информированные источники пояснили «НГ», что разногласия, возникшие между участниками будущего объединения примерно за неделю до встречи президентов, вышли за рамки полномочий экспертов и поставили под вопрос целесообразность проведения ялтинской встречи именно в эти дни. Но политические мотивы якобы не позволили перенести сроки встречи.
Как известно, недоразумения возникли в четверке после того, как президент Белоруссии Александр Лукашенко недавно связал перспективы создания ЕЭП с готовностью России на первом этапе объединения сформировать единое энергетическое пространство. Эта идея, по словам представителей украинского правительства, была с воодушевлением воспринята и в Киеве, хотя официально тема не обсуждалась. Однако украинские власти с очевидным разочарованием восприняли новость о том, что достигнутые премьер-министром Януковичем на прошлой неделе в Москве договоренности об отмене российской стороной НДС на поставки энергоносителей на Украину будут реализованы не раньше, чем через пару лет. Нынешний порядок налогообложения не может быть пересмотрен в скором времени, ибо доходы по этой статье (около 800 млн. долл.) заложены в госбюджет РФ.
Киеву хотелось бы решить проблему поскорее, поскольку в последнее время на Украине рост цен на нефтепродукты составляет 5–10% ежемесячно, и эта тенденция может обернуться энергокризисом. Именно поэтому Киев не торопился вслед за Москвой выступить с критикой предложения Лукашенко. Получилось, что этот вопрос накануне саммита разбил четверку на две двойки: Белоруссия и Украина против России и Казахстана.
Некоторую сумятицу в ряды участников встречи внесло и прозвучавшее на днях в Москве заявление секретаря Совбеза РФ Игоря Иванова о том, что ЕЭП не ограничится четырьмя странами, а в будущем планируется сближение таких организаций в рамках СНГ, как Союзное государство России и Белоруссии, ЕЭП, ЕврАзЭС и частично ШОС. «Постепенно мы будем выходить на их конвергенцию», – отметил Иванов. Часть украинской и белорусской делегаций восприняли это заявление с недовольством, расценив его как попытку политического диктата со стороны России.
На официальном уровне решено было не выносить сор из избы и отложить выяснение отношений в сфере политических планов участников «четверки» на время после саммита. А пока его участники решили ограничиться актуальными экономическими проблемами. Но в этой сфере тоже не все прошло гладко.
На общую атмосферу встречи повлияла также начавшаяся в эти дни новая торговая война между Украиной и Россией, на сей раз в сфере авиаперевозок. С 18 мая Россия отказала компании «Аэросвит – Украинские авиалинии» в праве бесплатного транзитного перелета по территории России по маршруту Киев–Пекин. Украина в ответ с 1 июня ввела такие же санкции на маршруте в Грецию по отношению к российскому «Аэрофлоту». Набирающий обороты авиаскандал уже вышел на межгосударственный уровень (проблема сейчас решается правительствами) и грозит сорвать договоренности двух премьер-министров о скором создании между Украиной и Россией зоны свободной торговли без всяких изъятий и исключений.
Между тем президент Кучма считает, что в первом квартале будущего года Украина, Россия, Белоруссия и Казахстан должны подписать соглашение о создании зоны свободной торговли в рамках ЕЭП. Как отметил замглавы администрации украинского президента Василий Базив, этот шаг станет лакмусовой бумажкой серьезности намерений сторон.
Киев