Митинг, приуроченный к 60-летию депортации, собрал около 30 тысяч человек.
Фото Reuters
На этой неделе в Крыму прошли траурные мероприятия, приуроченные к 60-летию депортации крымских татар. «На траурный митинг в Симферополе собрались более 30 тысяч человек, причем не только те, кто уже вернулся в Крым, но и наши соотечественники из зарубежных диаспор», – сказала «НГ» пресс-секретарь Меджлиса крымско-татарского народа Лиля Муслимова. Участники митинга выдвинули жесткие политические и социально-экономические требования к украинским и крымским властям, пригрозив в случае их невыполнения начать массовые акции протеста на полуострове. Крымские татары потребовали принять закон «О статусе крымско-татарского народа», предполагающий право на самоопределение, а также закон «О восстановлении прав лиц, депортированных по национальному признаку», предусматривающий право депортированных и членов их семей на возвращение в те места, откуда они были высланы, и компенсацию за изъятое у них имущество. Кроме того, коренные жители Крыма требуют от Киева и Симферополя предоставить им земельные участки для строительства жилья в местах, где проживали их предки. А до момента распределения земель по этому принципу объявить мораторий на предоставление крымской земли для любых других целей. Предлагается также разработать в рамках СНГ межгосударственную программу помощи тем крымским татарам, которые до сих пор живут в местах ссылки (преимущественно в Узбекистане) и желают вернуться на родину. Еще одной важной проблемой крымских татар председатель Меджлиса и депутат Верховной Рады Украины Мустафа Джемилев назвал языковой вопрос. «Нам необходимо добиться, чтобы крымско-татарский язык – язык коренного народа полуострова – был одним из официальных языков автономии. Необходимо, чтобы крымские татары были представлены во всех структурах представительной, исполнительной и судебной ветвей власти не менее, чем пропорционально к своей численности», – сказал он. Участники митинга поддержали этот лозунг, потребовав признать официальный статус крымско-татарского языка на полуострове наряду с украинским; а также расширить образование и объемы телерадиовещания Государственной телерадиокомпании «Крым» на национальном языке.
В день митинга Верховная Рада Украины рассмотрела законопроекты, которые требуют принять митингующие, но не приняла их. Это вызвало особое возмущение крымских татар: они считают издевательством, что законы о восстановлении их прав провалили именно в годовщину депортации.
Причину всех проблем своего народа Джемилев видит не столько в противостоянии со стороны украинских чиновников, сколько в осознанной антитатарской политике крымской власти. «Подобное поведение характеризует не только их неумение управлять многонациональным и многоконфессиональным сообществом, но и свидетельствует о сознательном выборе ими методов политических провокаций ради сохранения своих властных полномочий», – считает председатель Меджлиса. Он добавил: «С молчаливого согласия и одобрения властей (а зачастую под их покровительством) создаются так называемые казачьи отряды – незаконные полувоенные формирования, которые постоянно провоцируют конфликты с крымскими татарами». Если ситуация не изменится, то, по словам Джемилева, крымские татары будут вынуждены исходить из того, что правоохранительные органы полностью на стороне бандитов и шовинистов и что защищаться им необходимо собственными силами.
Официальный Киев пока никак не отреагировал на события в Крыму. Причем, как сказали «НГ» представители некоторых центральных украинских телеканалов, даже запретил освещать крымско-татарскую тему в выпусках новостей. Выполнить требования депортированного народа действительно крайне сложно. А заявить о том, что на полуострове накаляется атмосфера, означает сорвать курортный сезон и осложнить ситуацию в стране накануне выборов президента Украины. Ни к тому, ни к другому украинская власть не готова.
═
Киев