Вчера и.о. министра обороны РФ Сергей Иванов завершил визит в Узбекистан. Поездка в итоге оказалась однодневной, хотя поначалу планировалось, что российская делегация будет работать в Ташкенте два дня. Однако во вторник Иванову пришлось заниматься обеспечением безопасности президента РФ Владимира Путина, неожиданно слетавшего в Чечню, затем участвовать в традиционной встрече главы государства с членами правительства.
Тем не менее вчерашние переговоры оцениваются как весьма продуктивные. Российские военные источники передают, что Сергей Иванов обсудил в Ташкенте широкий круг проблем, касающихся ситуации в Центральной Азии и борьбы с терроризмом, в том числе оказания узбекской стороне практической помощи в усилении ее армии и эффективности работы спецслужб.
Итогом состоявшихся переговоров стали очередные контракты на поставку в Узбекистан современных видов российских вооружений – средств разведки, ПВО, артиллерии, боеприпасов и стрелкового оружия. Стороны парафировали проект соглашения о создании в Узбекистане совместного предприятия по ремонту вертолетов Ми-8 и Ми-24. Отмечается, что в России будет продолжено обучение узбекских военных специалистов по обслуживанию средств ПВО, а также подготовка летчиков. Россия окажет Узбекистану помощь в модернизации состоящих на вооружении ВВС республики самолетов Су-27, МиГ-29 и вертолетного парка.
Между тем этот визит не добавил ясности с производством в Узбекистане военно-транспортного самолета четвертого поколения Ил-76 МФ. Узбекская сторона предлагает осуществлять его сборку на Ташкентском авиационном объединении им. Чкалова (ТАПОиЧ). Москва соглашается с таким вариантом лишь на условиях вхождения ТАПОиЧ на безвозмездной основе в авиахолдинг «Ильюшин». Ташкент категорически против такой «бесплатной приватизации» ТАПОиЧ, при том, что российская сторона, столкнувшись с таким упорством уже два года грозит перенести производство этого самолета из Узбекистана в Воронеж. Вопрос, что называется, «завис».
А вот по другим направлениям приватизации предприятий узбекской оборонки налицо определенные подвижки. Так, есть данные, что Сергей Иванов обсуждал в Ташкенте вопросы поставок первичной продукции для производства пороха на узбекско-российском целлюлозно-бумажном комбинате «Узбек Когози».
В целом цена заключенных сделок – десятки миллионов долларов. Хотя, если сравнивать с американской военной помощью, это не так уж и много. Суммарная военная помощь США узбекским силовым структурам в последние годы ежегодно составляла от 70 до 100 млн. долл. Перед приездом российского министра в Ташкент США на безвозмездной основе поставили Узбекистану оборудование и специальную технику для охраны госграниц на сумму 516,6 тыс. долл. По информации пресс-службы посольства США в Ташкенте, в 2004 году планируется также поставить приборы ночного видения, стабилизаторы напряжения, металлодетекторы на общую сумму 600 тыс. долл.
Тем не менее в соревновании с США за право укреплять обороноспособность Узбекистана у России сохраняются неплохие шансы. Во-первых, Узбекистан по-прежнему ориентирован на советское и российское оружие. Во-вторых, в США то и дело выражают озабоченность по поводу соблюдения прав человека в Узбекистане, а это может повлиять на размеры американской военной помощи Ташкенту.
На этом фоне визит Сергея Иванова еще раз доказал, что Москва была и остается стабильным партнером Узбекистана в укреплении его безопасности.