Парламентская ассамблея Совета Европы на своей сессии в Страсбурге официально признала причастность близкого и давнего соратника президента Александра Лукашенко – генпрокурора республики Виктора Шеймана к исчезновениям людей в Белоруссии.
В среду ПАСЕ большинством голосов приняла две резолюции по Белоруссии, где резко осуждаются факты исчезновения политиков и преследования независимой прессы. Готовил эти документы на основании собственных расследований греческий депутат Христос Пургуридес, который ранее не раз рекомендовал Александру Лукашенко отправить, во избежание дальнейшего обострения отношений с Советом Европы, Виктора Шеймана в отставку. И вообще Пургуридес убежден, что политики в Белоруссии исчезают по прямому указанию кого-то из высшего руководства страны. И это, считает греческий парламентарий, также необходимо расследовать самым тщательным образом.
Теперь Европа приняла официальные документы и требует от белорусских властей не только отставки генпрокурора Шеймана и проведения «подлинно независимого расследования», но еще рекомендует парламенту Белоруссии начать собственное следствие на предмет причастности к загадочным исчезновениям высших должностных лиц страны – Виктора Шеймана, экс-министра внутренних дел Юрия Сивакова, возглавляющего сейчас белорусское Министерство спорта и туризма, и других. Кроме того, ПАСЕ призвала белорусские власти покончить с практикой преследования независимых средств массовой информации и отдельных журналистов, внести в законодательство изменения, соответствующие международным демократическим нормам и принципам. В противном случае дорога парламентариям этой страны в Страсбург будет заказана.
Надо сказать, Европа уже не первый раз публично осуждает Белоруссию, но реально повлиять на ситуацию в этой стране не может. Действенных рычагов, чтобы заставить Минск подчиниться, у ПАСЕ нет. Поэтому нынешние санкции никого не напугали. Парламент Белоруссии официально лишен статуса приглашенного в ПАСЕ еще в 1997 году. Так что очередное решение не пускать его на заседания, даже по неформальным приглашениям, ничего не меняет.
Два года назад аналогичные баталии по вопросу принятия официального Минска в свой состав шли в ПА ОБСЕ. Путей было два: либо принять белорусский парламент в эту организацию и уже там пытаться подвигнуть власти страны на уступки, либо отказать в приеме и тем самым вообще лишить депутатов ОБСЕ каких бы то ни было рычагов воздействия на ситуацию. В итоге Минск в ПА ОБСЕ приняли. Хотя «рычагов воздействия» это так и не прибавило.
В Страсбурге все ограничилось «рекомендательным» уровнем: предписания реализовать на практике эти санкции сессия ПАСЕ не приняла. А раз так, то и нынешний белорусский генпрокурор Виктор Шейман может не слишком переживать по поводу выдвинутых против него депутатами ПАСЕ обвинений. Главное ведь в другом: президент им доволен.
Минск