0
962
Газета СНГ Интернет-версия

28.04.2004 00:00:00

«Сотрудничество надо «приземлить» до уровня конкретных дел»

Тэги: узбекистан, сафаев


узбекистан, сафаев Министр иностранных дел Узбекистана считает, что добрые отношения должны опираться на совместные экономические проекты.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

-Можно ли расценивать недавний визит президента Каримова в Москву как поворотный, подводящий черту под периодом некоторого охлаждения российско-узбекских отношений?

– Разговор о стратегических вопросах взаимодействия Узбекистана и России должен был состояться в начале второго президентского срока Владимира Путина, и он состоялся. На встрече с президентом РФ лидер Узбекистана очертил свое видение того, что сейчас называют вовлеченностью России в Центральную Азию. При этом президент Каримов подчеркнул, что в Узбекистане Россию всегда рассматривали как очень важный фактор поддержания мира и стабильности в этом регионе, который сегодня переживает поворотный этап в своей древней истории, где пересекаются, а порой и сталкиваются многие интересы. Исходя из этого узбекской стороной были предложены шаги, которые нацелены на углубление нашего сотрудничества. Нам кажется, что в ходе московских переговоров удалось выработать практические меры в этом направлении.

– А нельзя ли поподробнее об этих практических мерах и достигнутых договоренностях? Сообщалось, например, о подготовке двустороннего Договора о стратегическом сотрудничестве...

– Результативность встреч не обязательно проявляется в подписании каких-то документов. Напротив, достижение принципиальной договоренности иногда значит гораздо больше, чем подписание дежурных деклараций. Отмечу лишь два момента. Во-первых, стороны согласились с необходимостью уже к началу лета подготовить документ, который де-юре закрепит стратегические, партнерские отношения между нашими странами. В нем будут очерчены новые рубежи нашего сотрудничества. Довольно абстрактное понятие стратегического партнерства будет наполнено содержанием, прежде всего в сфере поддержания мира и стабильности. Кроме того, договоренности будут касаться экономического, инвестиционного сотрудничества с Россией, развития контактов в информационных и гуманитарных сферах. Второе направление – прямое участие России в интеграционных процессах в Центральной Азии. Мы считаем, что это может ускорить решение существующих здесь острых проблем, таких, как транспортная изолированность, недостаточная разработанность энергетических ресурсов, нерешенность экологических вопросов, помощь в реализации естественных геополитических и геоэкономических особенностей региона. Эти два направления я бы назвал главными результатами политической части наших переговоров.

– Не означает ли это, что Ташкент будет теперь ориентироваться в основном на Россию, на ее присутствие в регионе? А как же сотрудничество с Западом?

– Чем больше будет открыт и привлекателен центральноазиатский рынок для иностранных капиталов, тем лучше. Мы видим, что российский капитал готов конкурировать с иностранцами, он не боится и даже более того – рвется потягаться с Западом. Я думаю, что это обстоятельство подстегнет и наших западных партнеров быть более активными и решительными. От здоровой конкуренции выиграют все. Сегодня не столь важно, какого капитала – западного или российского – в Центральной Азии больше. Нужно задаться вопросом: почему в целом инвестиций пока недостаточно? Думается, надо создавать такие условия, при которых крупному капиталу не было бы тесно в узких границах отдельных государств. В идеальном варианте – это общий рынок стран Центральной Азии, который стал бы в этом случае и более привлекательным для внешних инвесторов, и создал бы необходимые условия для продвинутого взаимодействия самих государств региона. В этом и заключается суть идеи президента Каримова, изложенная российской стороне. Что касается вступления Узбекистана в НАТО, то так вопрос не стоит. Вместе с тем сотрудничество с альянсом мы считаем важным направлением в нашей внешней политике. НАТО сегодня – реальный «игрок» на центральноазиатском пространстве. Альянс руководит силами ISAF в Афганистане. Соответственно Узбекистан, как и другие страны региона, оказывает ему тыловую поддержку в осуществлении этой миссии, которая имеет важное значение и для нас. Кроме того, у НАТО накоплен большой опыт в сфере безопасности, в том числе по борьбе с терроризмом, и это необходимо использовать.

– Например, для того чтобы противостоять реальным террористическим угрозам, подобным тем, с которыми Узбекистан уже столкнулся в марте?

– Приходится признать, что сегодня международный терроризм перегруппировывается быстрее, чем силы, ему противостоящие. Возник феномен нового международного терроризма, для которого характерны синхронность действий в разных странах, применение одних и тех же методов. Общее обнаруживается даже в использовании компонентов взрывных устройств. Нам такой оперативности не хватает. Поэтому вопрос не в том, с кем выгоднее сотрудничать и какие выбирать приоритеты. Приоритет один – многостороннее сотрудничество, причем надо постараться «приземлить» его до уровня конкретных дел. Надо исходить из того, что терроризм сегодня бьет по всем, от него страдают и те, кто выступает за международную антитеррористическую коалицию, и те, кто ее не поддерживает. Реальность такова, что в углублении взаимодействия в этой области должны быть заинтересованы все.

– В нынешнем году Узбекистан будет председательствовать в Шанхайской организации сотрудничества, где помимо торгово-экономической велика и антитеррористическая составляющая. Что будет превалировать в ШОС в обозримом будущем?

– Основным и главным направлением в работе ШОС станут вопросы безопасности, поскольку эта организация изначально была создана для решения проблем безопасности в регионе. Это уже потом ее участники пришли к выводу, что без решения общих социально-экономических вопросов, реализации крупных региональных проектов надеяться на прочную безопасность не приходится. Поэтому мы считаем, что у ШОС два главных направления работы: проблемы безопасности и вопросы региональных экономических проектов. Предстоящий ташкентский саммит ШОС примет декларацию по борьбе с терроризмом. В ходе саммита пройдет официальная инаугурация региональной антитеррористической структуры – РАТС, которая расположена в Ташкенте и признана стать институтом Шанхайской организации по борьбе с международным терроризмом и организованной преступностью.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
697
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
782
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
475
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
574

Другие новости