Минимизация затрат на белорусскую армию переходит разумные границы.
Фото Reuters
В то время как политико-экономические отношения между Москвой и Минском находятся в стагнации, военное сотрудничество между ними развивается активно и целенаправленно. Об этом, в частности, свидетельствует сегодняшнее очередное заседание совместной коллегии министерств обороны Белоруссии и России. Как заявили военные источники, на встрече в Минске представители оборонных ведомств обеих стран должны рассмотреть два важных документа, посвященных принципам функционирования военной организации Союзного государства России и Белоруссии. Таким образом, несмотря на имеющиеся проблемы, Москва и Минск намерены продолжать наращивать интеграцию в военной сфере.
Причем ряд шагов, предпринятых российским и белорусским военными ведомствами, говорят о значимости и серьезности их планов. Так, принята единая военная доктрина Союзного государства, в рамках которой функционирует региональная группировка войск численностью около 300 тыс. военнослужащих, заканчивается формирование единой системы ПВО, ежегодно планируется и реализуется совместный оборонзаказ, а российские военные вузы выпускают более 400 белорусских офицеров. Правда, до сих пор ни в Белоруссии, ни в России никто официально так и не сказал, будет ли у Союзного государства единая армия или в перспективе будут ли сформированы некие коалиционные силы, размещенные на национальных территориях.
По сообщению источников из российского Минобороны, Москва предлагает Минску иметь единые вооруженные силы. Пока белорусское руководство выступает против этого, считая, что в этом случае белорусам придется принимать участие в локальных конфликтах на территории России и СНГ. К тому же в последнее время официальный Минск проводит целенаправленную демилитаризацию, значительно сократив численность личного состава вооруженных сил.
В результате призывников в Белоруссии в отличие от России сейчас на треть больше необходимого. Чтобы всем им дать военные специальности, президент страны Александр Лукашенко своим указом ввел так называемую службу в резерве, когда молодые люди вместо воинской службы в частях проходят сборы по месту жительства. Понятно, что для высокотехнологичной российской армии такой вариант военной подготовки просто неприемлем.
Серьезные расхождения между военными ведомствами двух стран имеются и в законодательных вопросах. Так, расходы на оборону в Белоруссии составляют 1% ВВП, в России – 2,65%. Юридически определено, что в белорусской армии надо служить полтора года, а в российской – два. Причем Минск выступает против введения альтернативной гражданской службы, а в России она начинает действовать с нынешнего года. Так что препятствий для дальнейшей военной интеграции еще предостаточно, и пока неясно, насколько две страны захотят объединить свои армии.