На прошлой неделе, когда Верховная Рада ратифицировала ряд соглашений о сотрудничестве с Россией, Киев предпринял шаги, препятствующие реализации этих документов. Под вопрос было поставлено будущее российско-украинского газотранспортного консорциума. Кроме того, как стало известно «НГ» из информированных источников, с 19 апреля было фактически блокировано движение грузового транспорта на украинском участке трассы Берлин–Варшава–Москва.
Что касается консорциума, то Конституционный суд Украины приступил к рассмотрению заявления группы депутатов Рады, которые считают, что правительство не имело права запускать этот проект без предварительной ратификации документов в парламенте. Кабинет министров утверждает, что соглашения о создании консорциума носят межотраслевой характер и поэтому не подлежат ратификации. Так или иначе, но рассмотрение дела в Конституционном суде может, как отмечают специалисты, надолго отложить реализацию этой идеи.
Интересно, что депутаты забили тревогу именно сейчас, сразу после поездки на переговоры в «Газпром» руководителя «Нефтегаза Украины» Юрия Бойко. Известно, что он обсуждал с российскими коллегами не только ближайшие планы в рамках функционирования консорциума, но и давно не поднимавшийся российской стороной вопрос о задолженности Украины за газ.
Подробности состоявшихся в Москве переговоров не афишируются. Но, по словам некоторых экспертов, неожиданно появившийся депутатский запрос в Конституционный суд, возможно, связан с опасениями Киева относительно того, что активизация долгового вопроса может существенно ослабить предвыборные позиции преемника Леонида Кучмы. Таким образом, «Газпрому» якобы намекнули, что стоит повременить с выставлением Украине долговых счетов. Иначе, не исключено, придется проститься с газотранспортными планами.
Еще одна серьезнейшая украино-российская проблема возникла в эти дни в сфере транзита грузов. С прошлой недели перекрыт пункт пропуска «Ягодин» (Волынская область) на украино-польской границе – крупнейший украинский терминал на трассе из Берлина в Москву, пропускавший ежесуточно более 400 грузовых автомобилей. Сейчас водителям рекомендуют проходить досмотр на других пунктах пропуска (объезд составляет сотни километров), где к выходным, по данным местных властей, уже образовались двадцатикилометровые очереди грузовиков. Причем до последнего момента ситуация усложнялась тем, что украинская таможня не была информирована о закрытии «Ягодина» и оформляла документы, направляя автомобили в этот пункт, а структуры Минтранса Украины разрешение на проезд не давали.
Причиной транзитного кризиса стал, как официально сообщила Служба автомобильных международных перевозок Украины со ссылкой на Министерство транспорта, ремонт 7-километрового участка дороги с украинской стороны границы. При этом представители украинских транспортных компаний утверждают, что трасса за пунктом «Ягодин» нуждалась в ремонте гораздо менее других транзитных магистралей Украины. Конфиденциально информированные источники сообщили «НГ», что подоплека происходящего кроется в противостоянии министерства и таможни за контроль над наиболее крупным пунктом пропуска через украинскую границу.
Высшие органы власти страны пока никак не отреагировали на ситуацию, хотя всю прошлую неделю делали заявления о том, что экономическое сотрудничество Украины и России выходит на качественно новый уровень.
Киев