Два месяца тюрьмы не сделали Георгия Джохтаберидзе более покладистым.
Фото Reuters
Зять экс-президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе, совладелец крупнейшей грузинской компании сотовой связи «Магтиком» Георгий Джохтаберидзе решением республиканской Генпрокуратуры освобожденный вчера за 15,5 млн. долларов из предварительного тюремного заключения, в знак протеста против действий властей отказался покидать Тбилисский следственный изолятор МВД Грузии. Правда, спустя несколько часов он все же вышел из тюремной камеры, но факт перечисления этой фантастической для Грузии суммы категорически отрицает. О решении Генпрокуратуры Грузии освободить из-под стражи зятя экс-президента Шеварднадзе в понедельник на специальном брифинге в Тбилиси сообщил генеральный прокурор Грузии Ираклий Окруашвили.
Георгий Джохтаберидзе, женатый на дочери экс-президента Манане Шеварднадзе, был задержан 20 февраля в Тбилисском аэропорту. До этого бизнесмена несколько раз вызывали «на беседу» в следственный департамент Генпрокуратуры. Затем отряд спецназа снял Георгия Джохтаберидзе с самолета, уже вылетавшего в Париж. Спецоперацией руководил лично генпрокурор Ираклий Окруашвили. Задержание бизнесмена показали все грузинские телеканалы.
В тот же день Генеральная прокуратура Грузии предъявила зятю Шеварднадзе обвинение по ст. 218 УК Грузии – «уклонение от налогов в особо крупных размерах». По данным следствия, возглавляемая им компания за несколько лет недоплатила в госбюджет налогов на общую сумму в 700 тыс. лари (около 350 тыс. долл.). Это грозило Георгию Джохтаберидзе пятью годами лишения свободы. Но для начала тогда же, в феврале, на основании ходатайства Генпрокуратуры Мтацминда-Крцанисский районный суд Тбилиси приговорил шеварднадзевского зятя к трехмесячному предварительному заключению. Не помогло даже то, что семья Шеварднадзе тут же предложила за его освобождение под залог сумму, втрое превышающую «налоговую недоимку» – 1 млн. долл.
Как оказалось, все дело в сумме «откупных». По информации генпрокурора Окруашвили, на днях супруга бизнесмена Манана Шеварднадзе предложила внести за его освобождение 15,5 млн. долл., и эти деньги уже перечислены на специальный счет Генеральной прокуратуры с личного счета дочери экс-президента, открытого в США.
Учитывая эти «вновь открывшиеся обстоятельства», дело против бизнесмена Георгия Джохтаберидзе, по словам Ираклия Окруашвили, будет скорее всего закрыто. На вопрос, почему вместо квалифицируемых следствием как сумма причиненного государству ущерба 350 тыс. долл. семье бизнесмена пришлось заплатить 15,5 млн. долл., генпрокурор ответил: «Таким было желание Мананы Шеварднадзе, и мы от этих денег не отказались».
Не отказывались новые власти Грузии от «откупных» и других оказавшихся за решеткой высокопоставленных чиновников из прежней администрации. После уплаты в казну определенной суммы высокопоставленные арестанты поодиночке стали выходить на свободу – до суда. За деньги, к примеру, получил пусть и временную, всего лишь до суда, но свободу бывший начальник Грузинской железной дороги Акакий Чхаидзе, президент Федерации футбола Грузии Мераб Жордания, ряд других должностных лиц.
Схема «свобода в обмен на деньги» работала четко. И, как заявляют в грузинской Генпрокуратуре, таким образом в госбюджет уже перечислены «серьезные суммы». Эти деньги, как заявляется, направляются на погашение задолженностей по пенсиям и пособиям и на зарплату бюджетникам. «Откупные» принимали от всех, кроме семьи Шеварднадзе. Теперь вот приняли.
Но тут неожиданно все карты спутал сам Георгий Джохтаберидзе. Как заявил журналистам его адвокат Георгий Кавелашвили, Джохтаберидзе утверждает, что «никаких денег прокуратуре не платил и платить не собирается». Отказ же покидать СИЗО, сказал адвокат, был протестом его подзащитного против действий грузинских властей.
Между тем факт получения Генпрокуратурой от семьи Шеварднадзе «откупных» в размере 15,5 млн. долл. вчера же подтвердил президент Грузии Михаил Саакашвили. Перед вылетом в Киев он заявил журналистам, что основная часть поступивших с личного счета Мананы Шеварднадзе денег пойдет на погашение месячной задолженности пенсионерам и учителям по всей Грузии. Оставшиеся 5–6 млн. долл., сказал президент Саакашвили, будут направлены на нужды грузинской армии.
Комментируя эту не совсем обычную ситуацию, известный юрист, депутат парламента Грузии Коба Давиташвили заявил «НГ», что «с юридической точки зрения задержание и последующее освобождение высокопоставленных чиновников-расхитителей абсолютно незаконны, пусть даже эти «откупные» и идут в госбюджет». «Подобные действия правоохранительных структур очень популярны среди населения, но от этого более законными они не становятся», – считает грузинский парламентарий.
Тбилиси–Москва