С легкой руки белорусского президента на зараженных территориях активно идет посевная.
Фото Reuters
Александр Лукашенко уподобился супругам Кюри. Уже неделю он проводит на себе опыты по воздействию радиации на человеческий организм. С 20 апреля и до конца месяца рабочая резиденция президента переехала в Гомельскую область, пострадавшую от чернобыльской аварии. Утром Лукашенко садится в вертолет и с высоты птичьего полета отслеживает ход посевной кампании на зараженных территориях. Приземляясь в населенных пунктах, президент жмет руки местным жителям и обещает скорое улучшение условий жизни. Директора хозяйств рапортуют, как на зараженных территориях удается выращивать безвредную продукцию, которую бесстрашный президент пробует на вкус. Вокруг телекамеры, микрофоны, журналисты – такой живой и яркий пиар и не снился белорусской оппозиции.
Вчера оппозиция провела в память о Чернобыле шествие и митинг в центре Минска. Погода была холодная, синоптики обещали дождь, так что особого воодушевления не наблюдалось. Зато активность президента заметно выросла. Лукашенко не раз подтрунивал над своими оппонентами, предлагая съездить в зону отселения и помитинговать там.
Сам Лукашенко посещает эти места каждый год, но нынешняя кампания превзошла возможные ожидания. На днях все четыре телеканала Белоруссии показали, как Лукашенко приземлился в Петриковском районе, прямо в чистом поле для него устроили выставку репчатого лука, который здесь успешно выращивают. «Рентабельность продукции 420 процентов, такие деньги можно делать разве что на наркотиках, – пояснил агроном. – К тому же лук не поглощает радиацию, его можно выращивать в Чернобыльской зоне». По словам специалистов, этот лук нарасхват шел в Москве, когда в столице проводились дни Белоруссии. В прошлом году Россия закупила его полторы тысячи тонн, еще тысячу – Молдавия.
Лукашенко на месте распорядился выделить Гомельской области миллион долларов на выращивание репчатого лука и зеленого горошка, который якобы тоже не поглощает радиацию. Деньги будут взяты из резервного фонда президента.
Днем позже Лукашенко убеждал жителей Полесья, что их земля гораздо чище, чем асфальт в столице: «Я у вас тут в домике живу, за речкой. Моя охрана все проверила, как полагается, – и грунт, и воздух с водой. Так у вас тут показатели ниже, чем в Минске».
Лукашенко и ранее неоднократно говорил о том, что жизнь в чернобыльской зоне надо налаживать. На этот раз президент прямо заявил, что спешное отселение людей было ошибкой, в которой он обвинил почему-то оппозицию. По его словам, теперь в зоне необходимо строить новые дома, привлекать молодежь и поднимать сельское хозяйство.
В одном из населенных пунктов Лукашенко осмотрел новые коттеджи, построенные для молодых семей, и посоветовал, как удешевить их строительство. Маленькому мальчику, сыну местной жительницы, пообещал дать новый трактор, если тот не уедет в город и останется поднимать зараженную Чернобылем целину. В конце репортажа показали тот самый домик за речкой – у входа стояли роликовые коньки и велосипед Лукашенко.
В минувший уикенд вся Белоруссия вышла на субботник. В сопровождении телекамер Лукашенко завернул в мемориальный комплекс Хатынь, где вместе со строителями поучаствовал в бетонировании площадки для вечного огня.
Тем временем Чернобыльский комитет Белоруссии выдвинул предложение учредить на пострадавших от аварии территориях свободную экономическую зону – для привлечения предпринимателей, который выведут на должный уровень выращивание экологически чистых овощей и скота.
Грандиозная пиар-кампания, которую развернул Лукашенко в Чернобыле, активно освещается белорусскими СМИ. Деятельность президента преподносится как образец доброты и заботы о людях. При этом об оппозиционном «Чернобыльском шляхе» телевидение и государственные газеты отзывались только негативно. Вопрос, насколько хорошо живется в Чернобыльской зоне и можно ли есть тамошний лук, разумеется, остается за кадром – речь идет о большой политике.
Минск