Со вчерашнего дня все центральные телерадиоканалы Украины обязаны вещать на государственном, украинском языке. При этом электронные СМИ, радиус вещания которых ограничивается отдельными регионами страны и местами компактного проживания нацменьшинств, обязаны выдавать в эфир на украинском не менее 50% всех своих программ. Более того, с понедельника «украиноязычность» должна стать одним из основных условий выдачи лицензий на вещание в стране.
Это решение, вызвавшее резко негативную реакцию в российской Госдуме, принял в конце прошлой недели Национальный совет по вопросам телерадиовещания Украины. Руководитель Нацсовета Борис Холод на специально созванной пресс-конференции не объяснил, почему столь важное решение ранее не анонсировалось, публично не обсуждалось и было принято, по сути, в авральном режиме.
Как оказалось, возмущение депутатов российской Госдумы по этому поводу было преждевременным: к воскресенью выяснилось, что украинские телекомпании не намерены выполнять решение Нацсовета, что депутаты Верховной Рады собираются добиться его отмены, а будущие кандидаты на пост президента считают, что подоплекой скандального постановления стали внутриполитические предвыборные игры.
На самом деле на Украине уже 10 лет действуют законы, предписывающие телерадиокомпаниям жесткий языковый режим вещания. Но до сих пор ни одна госструктура, как утверждают сотрудники электронных СМИ, даже не пыталась выяснить, соблюдаются ли эти законы. Посему украинский и русский языки в телерадиопрострастве Украины присутствовали примерно поровну. Некоторые телеканалы, тесно сотрудничающие с российскими партнерами, почти все вещание перевели на русский, закупая в Москве телесериалы и ток-шоу (в отдельных случаях перевод на украинский язык осуществлялся титрами). Именно эти, а также информационно-аналитические программы, подготовленные работающими на Украине российскими журналистами, имеют, согласно проведенным исследованиям, наиболее высокий рейтинг.
Ведущий одной из таких программ на украинском телеканале ICTV (близком к зятю президента Кучмы Виктору Пинчуку), российский журналист Дмитрий Киселев, комментируя решение Нацсовета, заметил, что почти все телевещатели Украины получили лицензии на пять лет на право вещания на двух языках – украинском и русском. Нацсовет, по его словам, не может лишить телеканалы лицензий. Поэтому в украинском телеэфире ничего не изменится, несмотря на скандальное решение Нацсовета.
Руководство других телекомпаний предпочитает воздерживаться от публичных комментариев. Но в кулуарных беседах отмечают, что по существующему украинскому законодательству отобрать лицензию может только суд. Хотя, по информации телевизионщиков, Нацсовет намерен в ближайшее время обратиться к Верховной Раде с просьбой предоставить ему такое право. Но среди депутатов достаточно людей, чьи деловые и политические интересы связаны с телевидением, и они вполне могут заблокировать подобные поползновения. Кстати, члены парламентского комитета по вопросам свободы слова и информации уже осудили решение о ТВ, назвав его неконституционным. На этой неделе Рада может подать официальный запрос в Конституционный суд по поводу законности решения Нацсовета.
Впрочем, сам Борис Холод заметил, что не ставил вопрос о перелицензировании теле- и радиоканалов. По его словам, к 1 мая будут выработаны некие языковые требования к вещателям, а до 15 мая будет создана специальная рабочая группа по вопросам применения и нормативного использования государственного языка в сфере деятельности аудиовизуальных СМИ. Кто и на каких основаниях войдет в ее состав, пока неизвестно.
Примерно половина украинских зрителей и слушателей, по итогам последней переписи населения, предпочитают русскоязычные СМИ. Волна возмущения этих граждан накануне выборов крайне опасна как для действующей власти, так и для «нелевой» оппозиции, с которой многие избиратели связывают попытки протащить идею шовинистской украинизации. Выиграть от реализации идей Нацсовета могли бы только кандидаты от левых политических сил, традиционно ратующие за возрождение былого союзного единства с Россией. Сложившаяся ситуация – тот крайне редкий в украинской политике случай, когда разные силы придерживаются единого мнения. Пока же все остается по-старому: в воскресенье на украинском телевидении ни в сетке вещания, ни в его языковом режиме ничего не изменилось.
Киев