Из тбилисских тюрем началось массовое освобождение бывших чиновников, не так давно арестованных за коррупцию. Правда, на свободу выходят не все, а только те, кто вернул государству присвоенные деньги и активно сотрудничает со следствием. Рекордсменом по количеству возвращенных в госбюджет денег стал бывший руководитель Грузинской железной дороги Акакий Чхаидзе – 3 млн. лари (около 1,5 млн. долл.). Вдвое меньше – более 700 тыс. долл. – вернул государству бывший министр транспорта Мераб Адеишвили. По словам вышедших на свободу высокопоставленных заключенных, деньги им собирали родственники и друзья. Всего же, по словам премьер-министра Зураба Жвания, в бюджет Грузии по этой линии уже поступило 15 млн. лари (7,5 млн. долл.). Как сообщают власти, это даст возможность вовремя профинансировать в апреле социальные выплаты и увеличить пенсии с нынешних 14 до 20 лари.
При этом освобождение экс-чиновников из-под стражи не означает, что уголовные дела против них прекращены. Они по-прежнему находятся под следствием и в любой момент снова могут оказаться на нарах. Подобная перспектива настолько обеспокоила директора оптового рынка электроэнергии, подданного Испании Альберто Солиса, что он от греха подальше побыстрее «обогатил» грузинский госбюджет 700 тыс. лари (350 тыс. долл.). «Речь не идет о какой-то провинности, эти деньги рано или поздно оптовый рынок должен был выплатить государству», – объяснил испанский бизнесмен свои действия журналистам. Однако из достоверных источников известно, что мотивы иные – деятельностью Солиса в последнее время всерьез заинтересовалась Генпрокуратура Грузии.
Купить свободу удается далеко не всем находящимся в предварительном заключении чиновникам. Например, от бывшего руководителя Налоговой службы Иасе Зауташвили власти не приняли 100 тыс. лари (50 тыс. долл.), решив серьезно покопаться в его деятельности. На другом известном арестанте – экс-министре топлива и энергетики Давиде Мирцхулава «завис» долг в 8 млн. лари. Судя по всему, деньги эти ему негде взять.
Еще одна тюремная знаменитость – зять экс-президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе Георгий Джохтаберидзе, недавно возглавлявший крупнейшую в стране компанию мобильной связи «Магтиком», категорически отказывается вносить в бюджет 700 тыс. лари – сумму, по мнению следствия, «уведенную» им из-под налогов. «Бюджету я ничего не должен, перед государством компания чиста», – заявляет зять Шеварднадзе. Его адвокаты при этом пояснили, что сразу после ареста их подзащитный готов был внести за свое освобождение на период следствия из-под стражи залог в 1, а затем даже 2 млн. лари. По мнению адвокатов Георгия Джохтаберидзе, миллионный залог вовсе не означает признания им своей вины, тогда как внесение в бюджет требуемых 700 тыс. лари говорит именно об этом.
Действия властей прокомментировал и Эдуард Шеварднадзе. По его словам, в демократической стране подобные методы недопустимы. «Если, например, бывший глава Грузинской железной дороги Акакий Чхаидзе присвоил миллионы, то это должен доказать суд. И только суд может присудить проворовавшемуся чиновнику выплату в бюджет этих денег и еще лет десять лишения свободы за растрату в особо крупных размерах», – сказал журналистам экс-президент. Так же оценивает действия властей и ряд грузинских юристов, считая, что налицо нарушение уголовно-процессуальных норм.
Правда, генпрокурор Грузии Ираклий Окруашвили придерживается другого мнения. На днях, выступая по одному из местных телеканалов, он заявил, что, если бы власти строго придерживались юридических нормативов, то проворовавшиеся экс-чиновники украденные деньги не возвращали бы сейчас в бюджет, а тратили их где-нибудь на Багамах.
Тбилиси