Министр иностранных дел Узбекистана Садик Сафаев считает, что происшедшие в стране теракты – это плата за поддержку США.
Фото Reuters
За минувшие сутки в Узбекистане продолжилась серия терактов, в результате которых, по разным оценкам, погибли от 19 до 30 человек. В ночь на вторник у поста ГАИ в Кибрайском районе Ташкентской области взорвалась автомашина марки «Тико». Три пассажира погибли на месте, несколько пешеходов были ранены и доставлены в больницу. При этом террористам удалось скрыться в близлежащем жилом квартале.
По сообщению РИА «Новости» с места событий, подразделения правоохранительных органов преследовали бандитов, часть которых успела забаррикадироваться в частном доме. В ходе перестрелки были уничтожены 8 преступников. Среди омоновцев, участвующих в операции по уничтожению бандитов, есть раненые и убитые.
В то же время в окрестностях Ташкента в Бостанлыкском районе вблизи Чарвакского водохранилища взорвался пассажирский автобус. О числе пострадавших ничего не известно. Одновременно неподалеку от жилого квартала Юнусабад Ташкента (рядом с узбекско-казахстанской границей) была взорвана автомашина. В результате число жертв терактов в Узбекистане, в которых власти обвиняют «международных террористов», по данным генпрокурора Рашида Кадырова, к полудню вторника составило 19 убитых и 26 раненых.
Очевидно, что эти цифры не окончательные. Доступ в узбекскую столицу ограничен. Каждая автомашина тщательно досматривается. Закрыты все дошкольные учреждения, городские рынки, места массового скопления людей, прервано пригородное автобусное и железнодорожное сообщение. Улицы патрулируются армейскими подразделениями.
В телевизионном обращении к нации президент Ислам Каримов в понедельник вечером сказал, что теракты готовились несколько месяцев и были приурочены к празднику Навруз, отмечавшемуся 21 марта. Но в результате принятых мер безопасности планы террористов были нарушены. В понедельник была создана специальная комиссия для расследования терактов, которую возглавил лично президент страны. В результате оперативно-следственных мероприятий уже задержаны более 10 подозреваемых в организации взрывов и убийств.
Как заявляют официальные лица Узбекистана, эти преступления являются делом рук религиозных экстремистов. По словам президента Ислама Каримова, «за организацией взрывов может стоять транснациональная мусульманская организация «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами», объявленная в Узбекистане вне закона. По данным международных правозащитных организаций, тысячи членов этой организации приговорены к длительным срокам заключения в разных странах мира. Цель преступников – «нарушить покой народа, внести смуту в общество, подорвать политический курс страны». «Для проведения подобных терактов нужны огромные финансовые средства, и понятно, что в мире есть силы, которые подпитывают терроризм», – подчеркнул президент.
Сегодня «Хизб-ут-Тахрир» играет первую скрипку в радикальном движении на территории Центрально-Азиатского региона. Еще одна экстремистская организация Исламское движение Узбекистана (ИДУ) – дочерняя организация «Аль-Каиды» – преследует те же цели. «НГ» уже отмечала, что, потерпев серьезное поражение в Афганистане, где активисты и боевики ИДУ воевали против американцев на стороне талибов, разгромленные и рассеянные отряды экстремистов стали просачиваться обратно в Центральную Азию. Возвращаясь, нередко они сдавались властям с повинной. Видимо, небольшими группами, через соседние государства, они смогли проникнуть в Узбекистан, где в Ферганской долине и других густонаселенных районах у них немало сторонников среди бедных слоев населения, готовых прислушиваться к самым радикальным призывам духовных руководителей местного экстремизма.
В Антитеррористическом центре СНГ уверены, что Узбекистан подвергся атакам экстремистов как союзник США по международной коалиции. Министр иностранных дел Узбекистана Садик Сафаев сделал заявление, что происшедшие в стране теракты – это «почерк, апробированный за рубежом» и «звенья одной цепи» международного терроризма. «Характер, способ и методы совершенных действий со стороны террористов не присущи нашему народу и скорее всего импортированы извне», – заявил генпрокурор страны Кадыров. Того же мнения придерживаются российские эксперты. Так, член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко сказал «НГ», что те государства, которые поддерживают американцев, получают удар изнутри от исламистов. «Раньше или позже это должно было случиться, – сказал он.– Это не означает, что нужно ждать госпереворота – у исламистов не так много сил. Но то, что они будут держать страну в напряжении, однозначно. Конечно, по ним сейчас будет нанесен удар. Все, кого заподозрят в сотрудничестве с радикальными группировками, будут задержаны. Но проблемы останутся, и какая-то часть общества всегда будет трактовать их с радикальных исламистских позиций».
Власти Узбекистана уже перекрыли границы с соседними Таджикистаном, Киргизией и Туркменией. В свою очередь, границы с Узбекистаном закрыл Казахстан. Руководство этой страны и Организация Договора о коллективной безопасности СНГ (ОДКБ) предложили вчера Узбекистану «всю необходимую помощь». В настоящее время Узбекистан находится в добровольной изоляции. Было бы, однако, неверно полагать, что это предпринято лишь для того, чтобы не дать преступникам уйти из страны и тем самым избежать наказания. Скорее наоборот: узбекские власти опасаются нового притока экстремистов из-за границы и таким образом хотят предотвратить появление новых террористических групп. Насколько это им удастся, сказать сложно. Закрыть пункты перехода границ вовсе не означает закрыть всю границу, которая в ряде мест, особенно на труднодоступных горных перевалах, вообще не охраняется и носит условный характер. Еще в 1999 году эти горные переходы Узбекистан заминировал в одностороннем порядке. Напомним, что именно тогда была предотвращена первая попытка прорыва боевиков ИДУ в страну. Однако от мин страдали не столько боевики, сколько мирные жители приграничья.
В свете последних событий нельзя исключить, что в ближайшее время теракты могут повториться не только в Ташкенте, но и в других густонаселенных районах республики, в частности в Ферганской долине.
Конечно, в Узбекистане будут приняты все необходимые меры для предотвращения подобных акций, но насколько они окажутся эффективными, покажет время.
Посольство США в Ташкенте призвало американских граждан в Узбекистане (там дислоцирована крупная военная база США) к бдительности.
═
Террористические организации, действующие в Центральной Азии
═
Взрывы, прогремевшие в Узбекистане в минувшие понедельник и вторник и унесшие жизни почти двух десятков человек, вновь заставили говорить об угрозе исламского фундаментализма, исходящей от «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» (Исламская партия освобождения) – таково полное название этой суннитской религиозной партии, созданной в 1953 г. в Иерусалиме. Сегодня «Хизб-ут-тахрир аль-Ислами» играет «первую скрипку» в радикальном движении на территории Центрально-Азиатского региона и ставит своей конечной целью создание на территории ЦА исламского халифата – государства под властью религиозных деятелей. С ней тесно сотрудничает террористическая организация Исламское движение Узбекистана (ИДУ), которое после трансформации носит название Исламская партия Туркестана. ИДУ считается узбекским филиалом «Аль-Каиды». Исламское движение Узбекистана входит в число 15 организаций, признанных в России террористическими.
ИДУ объединяет придерживающихся радикального исламизма граждан Узбекистана и соседних государств. Политический лидер этой организации – Тахир Юлдашев. Наибольшую опасность представляют вооруженные структуры ИДУ, которые возглавляет уроженец Наманганской области Узбекистана Джума Намангани, известный также как Намангани и Таджибай (по советскому паспорту – Джумабай Ахмаджанович Ходжиев). Официально считается, что Джума Намангани погиб в Афганистане в 2001 году. Но его тело не было найдено. Своей главной целью лидеры ИДУ ставят создание на территории Центральной Азии «исламского халифата», куда, по их расчетам, должны войти населенные мусульманами страны этого региона. Ядром будущего халифата, по мнению руководителей движения, должна стать Ферганская долина, где узбекские исламисты имеют наиболее сильные позиции. Вооруженная деятельность ИДУ направлена в первую очередь против светского режима в Узбекистане. Впрочем, в последнее время ИДУ все активнее включается в международную террористическую деятельность: помимо серии терактов в Ташкенте в 1999 году боевики ИДУ периодически устраивают вылазки в соседнюю Киргизию. В 1992 году вооруженные отряды Джумы Намангани в составе отрядов «Объединенной таджикской оппозиции» принимали активное участие в гражданской войне в Таджикистане. Активно сотрудничает военное крыло этой организации и с чеченскими сепаратистами, с которыми у ИДУ заключены соглашения об оказании помощи оружием, медикаментами и боевиками. Пользовались поддержкой лидера афганских талибов, во время антитеррористической операции в Афганистане большая часть военизированных отрядов ИДУ, дислоцировавшихся на севере Афганистана, была разгромлена.
По мнению многих аналитиков, недавние взрывы в Ташкенте и Бухаре могут быть местью исламистов за поддержку Узбекистаном антитеррористической операции в Афганистане и за предоставление своей территории для военных баз США. Вместе с тем не исключается, что обнаружение следа ИДУ в этих терактах используются Ташкентом как повод для ужесточения борьбы с политическими противниками президента Ислама Каримова и подавления оппозиции.