До парламентских выборов в Грузии, намеченных на 28 марта, остается четыре дня. В минувшее воскресенье грузинский Центризбирком завершил регистрацию избирателей и окончательно оформил список партий и политических объединений, решивших побороться за места в высшем законодательном органе страны. Новая регистрация электората была необходима, поскольку грубые ошибки в списках избирателей стали одной из причин ноябрьской «бархатной революции». Активность рядовых граждан в ходе нынешней регистрации оказалась потрясающей – как в Тбилиси, так и в других населенных пунктах страны выстроились длиннющие очереди. Раньше такое можно было видеть разве что при выдаче пенсий и пособий. На агитационные видеоролики, призывающие население пройти регистрацию, разные международные организации выделили внушительные средства. Кстати, в этих «агитках» зазвучала подзабытая на грузинском телевидении русская речь и появились русские титры – несмотря на продолжающийся отток, русскоязычное население в Грузии еще осталось и по-прежнему может сказать свое веское слово при голосовании. А на днях кандидаты в парламент страны от правящего блока «Национальное движение – Демократы» подписали декларацию о том, что в случае избрания в парламент они откажутся от депутатского иммунитета. Это еще больше повысило и без того беспрецедентно высокий рейтинг блока.
Популярность президента Грузии и возглавляемого им «Единого национального движения», в которое влилась другая действующая сила «бархатной революции» – «Объединенные демократы» Зураба Жвания и Нино Бурджанадзе, столь велика, а победа видится столь безоговорочной, что вопрос сейчас стоит так: не получит ли Грузия однопартийный парламент? Не зря депутат Европарламента руководитель группы мониторинга по выборам в Грузии Матиас Иорш рекомендовал властям срочно снизить «проходной» барьер с нынешних 7 до 5%: «В противном случае Грузия может получить однопартийный высший законодательный орган, а это противоречит принципам демократии». Рекомендация осталась неуслышанной. Поэтому заявление проходящей по партийному списку «националов» под первым номером Майи Надирадзе, о которой поговаривают как о кандидате в спикеры, о том, что поводов для беспокойства нет и что большинство из 19 зарегистрированных ЦИКом партий и блоков без проблем преодолеют 7-процентный барьер, вызывает лишь улыбку.
Впрочем, некоторые наблюдатели уверены, что в случае необходимости власти сделают все возможное, чтобы в будущем парламенте оказались и другие политические силы. С учетом лепты, внесенной в свержение Шеварднадзе, определенные шансы появляются у партии «Эртоба» («Единство»), возглавляемой бывшим первым секретарем ЦК КП Грузии пророссийски настроенным Джумбером Патиашвили, объединения «НДП–Традиционалисты», лидер которого Акакий Асатиани отошел от революционной тройки Саакашвили–Жвания–Бурджанадзе не так давно, а также умеренного объединения крупных бизнесменов «Правые–Промышленность спасет Грузию». Вряд ли в новом грузинском парламенте будет кто-то из правившего страной десять лет шеварднадзевского «Союза граждан Грузии»: эта еще недавно всесильная партия вообще самоликвидировалась, а ее лидеров – бывшего госминистра Автандила Джорбенадзе или председателя парламентской фракции «граждан» Виталия Хазарадзе – не видно и не слышно.
Зато неожиданную популярность обрела малоизвестная партия «Свобода», которую возглавил сын свергнутого в 1992 году и давно уже покойного первого президента Грузии Звиада Гамсахурдиа. Удивительно напоминающий отца внешне, манерой говорить и жестикуляцией, Константин Гамсахурдиа моментально воскресил воспоминания о первом президенте постсоветской Грузии. Коко Гамсахурдиа, 15 последних лет проживший в политэмиграции в Швейцарии, заявил, что его главная цель – «поднять с колен несчастную родину».
Тбилисский политолог Рамаз Сакварелидзе сказал в интервью «НГ», что 7-процентный барьер может оказаться по плечу не только партии власти. «В парламент может пройти, скажем, Лейбористская партия, несмотря на взаимную неприязнь их лидера Шалвы Нателашвили и президента Саакашвили. В целом у партии власти столь внушительное превосходство над остальными, что она не будет создавать какие-то искусственные препоны и портить себе репутацию. Не будет Саакашвили использовать административный ресурс и в обратном направлении – создавать тепличные условия, чтобы в парламенте оказалось как можно больше партий. Об этом свидетельствует жесткая позиция по вопросу переноса выборов или по снижению 7-процентного барьера – при желании какие-то юридические ходы можно было найти, но «Национальное движение» на это не пошло».
Особняком стоит «Союз демократического возрождения» главы Аджарии Аслана Абашидзе, на всех предыдущих выборах набиравшее не меньше 90% голосов аджарских избирателей плюс 8–10% за пределами автономии. После недавних событий административный ресурс Аслана Абашидзе не кажется уже столь всемогущим. К тому же поддержкой Центра пользуется оппозиционное Абашидзе движение «Наша Аджария». Лидер Республиканской партии, входящей в «Национальное движение», Давид Бердзенишвили подчеркнул, что избиркомы в Аджарии на этот раз наполовину укомплектованы представителями Центра. «Это положит конец вседозволенности Абашидзе, определявшего в регионе итоги любых выборов», – сказал Бердзенишвили «НГ».
Главная проблема, по мнению председателя грузинского ЦИКа Зураба Чиаберашвили, таится в компьютерных списках аджарских избирателей, которые далеки от реальности, а из-за известного противостояния между автономией и Центром привести в должный вид их пока не удалось.
Тем не менее крест на «Возрождении», видимо, ставить не стоит. Эксперт Рамаз Сакварелидзе сказал «НГ»: «Последние события в Аджарии повысили рейтинг Абашидзе. Ему удалось доказать части населения автономии, что разговоры об угрозе со стороны Центра не пустые слова, и тем самым пополнить ряды своих сторонников. Хотя его позиции сильно пошатнулись за пределами автономии, но не настолько, чтобы его партия не смогла 28 марта за счет аджарских избирателей преодолеть 7-процентный барьер».
Нельзя исключить и повторения недавнего «аджарского кризиса». Неделю назад Аслан Абашидзе пошел на диалог с центральной властью, но в оставшиеся до выборов дни он может вернуть на границу автономии вооруженные формирования и вновь заблокировать мост на реке Чолоки. Ведь уже сейчас из Батуми раздаются все более настойчивые требования к президенту Саакашвили отвести из района Поти части национальной армии, переброшенные туда в дни кризиса. Абашидзе не тот политик, который сдает все и сразу. Думать так о нем до сих пор не было оснований.
Тбилиси