Вчера в Москву с однодневным рабочим визитом неожиданно прилетел президент Украины Леонид Кучма. Визит, судя по всему, готовился в спешке, ибо несколько дней назад о нем не знали даже украинские СМИ, хотя обычно пресс-служба президентской администрации заранее сообщает о планах главы государства. Да и перечень вопросов, которые, согласно официальной информации, обсуждались в Кремле, не предполагал ни особой срочности, ни личного вмешательства первых лиц.
Как сообщила накануне визита пресс-служба украинского президента, Кучма и Путин решили обсудить «вечные проблемы» вроде вопросов, касающихся использования Азово-Керченского пролива (где, как выяснилось, еще советской армией были захоронены запасы химического оружия), а также возвращения Россией Украине фресок Михайловского Златоверхого собора, которые с 30-х годов прошлого века хранятся в Эрмитаже, и передачи Москве российских культурных ценностей, хранящихся со времен СССР в Русском музее Киева. Все эти проблемы годами обсуждаются и решаются специальными правительственными комиссиями. Почему вдруг они встали в повестку дня президентов ≈ неизвестно. Не говоря уж о несоответствии рангу президентских переговоров столь «узко корпоративного» вопроса, как передача компанией «Нефтегаз Украины» облигаций «Газпрому» в счет погашения газового долга...
Поездка Кучмы в Москву выглядела тем более странно, что именно в эти дни в Киеве происходят политические события, которые могут существенно повлиять на развитие страны и определить будущее многих людей, входящих в десятку первых лиц государства. Так, объединившаяся оппозиция готовит на конец месяца масштабнейшие акции протеста против «режима Кучмы». Причем многие украинские аналитики отмечают, что, судя по невиданной слаженности действий противников Кучмы, руководят и управляют этим процессом некие влиятельные внешние силы. И это дает основания предполагать вероятность развития «грузинского сценария» на Украине.
С другой стороны, пропрезидентские силы, ощущая все более жесткое давление со стороны Запада (преподносящего мировой общественности все новые скандалы, в которых фигурируют имена представителей украинской политической элиты), похоже, сгруппировались вокруг премьер-министра Виктора Януковича как наиболее вероятного преемника действующего президента. Не случайно, видимо, накануне визита Кучмы в Москву пропрезидентское большинство в Верховной Раде досрочно и в рекордные сроки утвердило новую программу правительства Януковича. Это означает, что согласно действующей Конституции, парламент в течение года не сможет инициировать вопрос об отставке действующего Кабмина, даже если влияние оппозиции в Раде существенно усилится.
Параллельно в Киеве обсуждается обновленный проект конституционной реформы, который предполагает расширение полномочий премьер-министра за счет сужения президентских. Некоторые эксперты считают, что такой вариант политреформы изначально разрабатывался президентской администрацией как подстраховочный сценарий на случай, если бы Запад поставил жесткий заслон на пути Кучмы к третьему президентскому сроку, что, собственно, и случилось. Возможно, сегодня официальный Киев срочно внедряет именно этот «пожарный» вариант, не исключающий, что при президенте Януковиче премьер-министром с широким кругом полномочий может быть назначен Леонид Кучма. Это гарантировало бы стабильность и неприкосновенность для всех финансово-политических групп, наиболее приближенных к президенту сегодня.
Для Москвы такой сценарий означает дальнейшее продвижение крупного бизнеса на украинские рынки. «Присутствие российского капитала на Украине увеличивается. И это происходит потому, что, с одной стороны, в России увеличился объем «свободных» денег, которые можно использовать для инвестиционных проектов. С другой – потому что крупный российский капитал не вполне уверен в своем будущем на российской территории», – пояснил ситуацию в интервью «НГ» украинский политолог Владимир Фесенко. К тому же в скором времени Верховная Рада готовится рассмотреть и утвердить ряд серьезнейших проектов, в которых прямо прослеживаются российские интересы. Это и соглашение о создании Единого экономического пространства, и документы, касающиеся функционирования газотранспортного консорциума, и новый проект об участии «ЕЭС России» в приватизации украинской электроэнергетики. Киев, видимо, готов не просто на уступки, но на полноценное экономическое сотрудничество с Москвой. Разумеется, взамен украинской власти необходимы гарантии, что со стороны партнера, который становится не просто основным, но едва ли не единственным, будет обеспечена политическая поддержка начатых Леонидом Кучмой реформ во властных структурах. И только проблемами такого уровня можно объяснить визит украинского президента в Кремль.