Патриарх всея Руси – последняя надежда Александра Лукашенко.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Сегодня Минск может снова остаться без газа. Заканчивается голубое топливо, поставляемое независимыми поставщиками. На прошлой неделе Минск задействовал для решения газового вопроса все свои связи. Белорусский посол в России Владимир Григорьев, которого недавно отозвали в Минск и объяснили, как надо лоббировать газовый вопрос в Москве, встретился с экс-президентом Михаилом Горбачевым, председателем Торгово-промышленной палаты России Евгением Примаковым, председателем думского комитета по энергетике, транспорту и связи Валерием Язевым и даже Патриархом Алексием Вторым. Затем с Патриархом по телефону лично поговорил и президент Лукашенко. Шла ли речь конкретно о газе, в пресс-службе не уточнили, но «состоялся обмен мнениями о состоянии и перспективах развития белорусско-российских отношений, а также о проблемах и трудностях на пути союзного строительства». Вчера Александр Лукашенко встретился в Минске с прибывшим туда по его приглашению Евгением Примаковым.
Напомним, что по старому контракту, заключенному с независимым поставщиком «Транснафта», оговоренное количество газа на март (660 млн. кубометров) должно быть выбрано в начале этой недели. Известно, что «Транснафта» предлагала Минску контракт на 1,2 млрд. кубометров, но белорусы предпочитают заключать контракты на мелкие партии газа, которых хватает на несколько дней. Это свидетельствует о том, что в газовом вопросе Минск все равно намерен налаживать отношения с «Газпромом», так как у независимых поставщиков не хватит газа, чтобы полностью покрыть потребность Белоруссии на весь год (она составляет 20,5 млрд. кубометров, а независимые поставщики обязались поставить около 8 млрд.).
Вчера в Москве гендиректор «Белтрансгаза» Петр Петух начал очередной раунд переговоров с «Газпромом». Основные вопросы: цена на российский газ и тарифы на услуги по его транспортировке через территорию Белоруссии в Европу. Напомним, что «Газпром» предлагает белорусам покупать газ по цене 50 долл. за тысячу кубометров (это так называемая «украинская» цена, которую платит за газ Киев). Позиция Минска двояка. Премьер Сергей Сидорский продолжает заявлять, что «плясать» надо от правительственных договоренностей. Имеется в виду соглашение от 12 апреля 2002 года, согласно которому «Газпром» и «Белтрансгаз» создают СП на базе «Белтрансгаза», а взамен россияне поставляют в Белоруссию газ по цене пятого ценового пояса России. Однако упомянутое СП до сих пор не создано, а значит, и вторая часть договоренности теряет силу – так считают россияне. Второй аргумент белорусской стороны: в случае повышения цены на газ до украинского уровня следует адекватно повысить и тариф на транспортировку газа – с 50 центов до 1,02 доллара, как это сделано на Украине. Представители «Газпрома» заявляли, что согласны с этим, однако переговоры затягиваются. Возможно, Минск не оставляет попыток получить газ по внутрироссийской цене, тем более что вопрос о создании СП на базе «Белтрансгаза» не закрыт и стороны договариваются об условиях его создания
Тем временем Минск уже начал переводить свои отношения с Россией на рыночные рельсы. В правительстве обсуждают возможность повышения цен на транзит нефти через территорию республики. Он может составить 0,89 долл. за тонну прокачки нефти на 100 км. Сейчас действуют старые тарифы, согласованные с российским Минтопэнерго в декабре 1995 года: 0,41 долл. в направлении западной границы Белоруссии, 0,53 долл. – до границы с Украиной и 0,6 долл. – в направлении Бутинге/Мажейкяй. Для сравнения: средний тариф по Украине составляет 0,73 долл. Также белорусское правительство может отменить льготы по НДС на транзитные услуги для российских товаров. Сегодня Минск применяет нулевую ставку налога на добавленную стоимость при транзите российских товаров, а в случае отмены льготы НДС составит 18%. Это позволит дополнительно привлечь в белорусский бюджет порядка 9 млн. долл. Однако эксперты считают, что нововведения белорусской стороны могут обернуться для нее потерями. Белорусским нефтепроводам существует альтернатива, и россияне могут попросту пойти в обход. Что касается транзита, Россия и сама может ввести подобные меры в отношении товаров, следующих через ее территорию в Белоруссию.
Минск