На днях Александр Лукашенко издал указ, повергший в шок белорусских и зарубежных бизнесменов. Указом вводится особое право государства вмешиваться в управление предприятиями практически любой формы собственности. Лукашенко ввел понятие «золотая акция» еще в 1997 году, но тогда речь шла только о предприятиях с определенной долей государства в уставном фонде. Теперь оно может не обладать ни единой акцией, достаточно простого желания вмешаться в чей-то бизнес.
Указ Лукашенко подписан только 1 марта, документ достаточно путаный, поэтому эксперты избегают однозначно трактовать его тонкости. В нем говорится, что «золотая акция» применима на тех предприятиях, которые когда-то были в госсобственности, но затем в результате приватизации стали частными. Под указ подпадают также «коллективные (народные) и арендные предприятия, а также юридические лица, созданные работниками предприятий». Именно эти формулировки кажутся экспертам наиболее туманными и заставляют предпринимателей паниковать. «Пока ясно одно, – говорит Ярослав Романчук, директор Центра Мизеса (Минск), – государство задним числом вводит новый порядок распоряжения акциями. Даже если предприятие было выкуплено акционерами в середине девяностых на вполне законных основаниях, теперь государство возвращает себе контроль над ним».
В Белоруссии за период с 1991 по 2003 год было приватизировано 3882 объекта госсобственности – это почти 27% от общего числа госпредприятий. Среди них крупнейшие заводы – тракторный, по производству холодильников и телевизоров. В свете возможного создания СП с «Газпромом» на базе белорусского «Белтрансгаза» введение «золотой акции» также вызывает много вопросов. Пока что контрольный пакет «Белтрансгаза» находится в собственности государства, но «Газпром» хотел бы получить в собственность как минимум 50% акций в будущем СП, а то и больше. Эксперты не сомневаются, что и тут «золотая акция» может быть неожиданно введена и спутает все карты россиянам, однако замысел белорусского лидера пока не вполне ясен.
Государственные средства массовой информации преподносят указ Лукашенко как заботу о судьбе отстающих предприятий и занятых на них людях. В документе говорится, что «золотая акция» применима «в случае невыплаты в полном объеме зарплаты в течение трех месяцев подряд, неудовлетворительной структуры бухгалтерского баланса хозяйственного общества в течение шести месяцев┘». Однако государство может вмешаться и в деятельность вполне благополучного с финансовой точки зрения предприятия. Если потребуется «защитить права и свободы граждан, обеспечить оборону и безопасность государства, соблюсти его экономический интерес».
С 1997 года государство применяло «золотую акцию» 22 раза – в самых крайних случаях, как утверждают государственные СМИ. Механизм «золотой акции» достаточно прост: в трехдневный срок к предприятию приставляется представитель государства. Он «участвует в работе органов управления предприятия», обеспечивает «защиту прав и законных интересов государства», контролирует выполнение предприятием решений государства и информирует государство о выявленных на месте нарушениях законодательства. Если руководство предприятия воспротивится законной деятельности «посланника», то нарвется на экономические санкции.
Минск