Белоруссия рискует впасть в идеологический маразм. В стране уже создана и действует вертикаль, ответственная за промывку мозгов у населения. Недавним указом Лукашенко определено количество штатных идеологов в администрации каждой области – не менее 15 человек. Однако самой идеологии как набора идей еще не существует и что внушать рядовым гражданам – неизвестно.
Раз в месяц на белорусских предприятиях проводятся так называемые «дни информирования населения». Каждое министерство формирует специальную выездную группу из десяти человек, которая читает лекции на подчиненных ему предприятиях, к ней приставлен лектор из Института социально-политических исследований при администрации президента. К примеру бригада Министерства энергетики отвечает за моральных дух на предприятиях «Белэнерго», «Белтопгаз», «Белтрансгаз». Темы заседаний, на которые собирается практически весь трудовой коллектив: повышение эффективности работы, история государственной символики, агитация за отечественного производителя под лозунгом «Купляйце беларускае!». Открытой агитации за Лукашенко, по словам сотрудников министерства, не ведется. Но ресурс для промывки мозгов в преддверии выборов уже создан.
На прошлой неделе Лукашенко подписал указ, по которому идеологическая работа должна проводиться и на предприятиях негосударственной формы собственности. Персональная ответственность возложена на руководителя, а исполнять будет один из его замов. Но как довести волю президента до предпринимателей, чиновники до сих пор не придумали. В отделе идеологической работы Минской мэрии «НГ» отказались давать комментарии, хотя заверили, что «определенные мысли есть и они прорабатываются». Предприниматели еще не восприняли угрозу всерьез и считают, что в крайнем случае можно отнестись к делу формально. «Я сам буду эту работу проводить, – сказал «НГ» Сергей Лобач, директор фирмы «Белтелекарт-М». – Готов хоть каждое утро объяснять сотрудникам курс государства. В меру своего понимания, конечно». Но председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Потупа считает попытки государства ввести идеологию в бизнес «явным признаком тоталитаризма» и является их резким противником. «Хотя чиновники наверняка начнут выламывать предпринимателям руки за непослушание, – считает Потупа. – Будут вызывать на ковер в местную администрацию, создавать ненужные проверки, штрафы, необоснованно завышать аренду».
Однако сама идеология в белорусском обществе пока не выработана. Олег Пролесковский, замглавы администрации Лукашенко, бывший сотрудник спецслужб и первый идеолог в Белоруссии, уже завил, что главным идеологом в стране является президент, в области – губернатор, а на предприятии – его директор. По поводу конкретных идей, на которых строится идеология, он открыто заявил, что администрацией прорабатывается очередной вариант. Их было несколько, но руководство страны пока ни одного не одобрило.
Минск