Строительство евразийского транспортного коридора и возможность участия Азербайджана в проекте украинского нефтепровода Одесса–Броды стали основной темой завершившихся в конце прошлой недели переговоров спикера украинского парламента Владимира Литвина в Баку. Этот вопрос он обсудил с президентом Ильхамом Алиевым и премьер-министром Артуром Расизаде. С председателем Милли Меджлиса Муртузом Алескеровым и министром иностранных дел Вилаятом Гулиевым спикер Верховной Рады беседовал также о расширении и упрочнении межгосударственных связей в рамках ГУУАМ.
По сути, самым важным итогом состоявшихся встреч стало признание Баку, что маршрут Одесса–Броды не является конкурентом Баку–Тбилиси–Джейхан. Эти трубопроводы ориентированы на различные рынки сбыта нефти, поэтому не могут конкурировать между собой, пояснили представители азербайджанской власти. В связи с этим Баку, возможно, примет участие в наполнении нефтью украинской трубы, пока не будет сдан в эксплуатацию маршрут Баку–Тбилиси–Джейхан. Сейчас расчетами относительно перспективности и выгодности такого решения занимаются эксперты обеих стран.
Впрочем, о конкретных шагах в этом направлении говорить рано. Как отметил в интервью «НГ» член комитета Верховной Рады по вопросам ТЭК Александр Гудыма, «на особые сдвиги в решении вопроса о наполнении Одесса–Броды рассчитывать пока не приходится, ибо этот вопрос нужно обсуждать не с лидерами Азербайджана, а с компаниями – владельцами нефти». То есть с западными инвесторами, которым принадлежат основные месторождения в Азербайджане.
Для Киева вопрос наполнения нефтью трубопровода Одесса–Броды стал одним из наиболее болезненных. Как известно, украинское правительство 4 февраля отказало российской компании ТНК в возможности реверсного использования Одесса–Броды. Было принято окончательное решение о том, что нефть по этому маршруту будет транспортироваться согласно проектным документам – из Азии в Европу. Уже до мая, по расчетам правительства, может быть транспортировано 4-5 млн. тонн нефти по этому трубопроводу. Но если Кабмин не сможет реализовать заявленные планы, то российские компании, владеющие более 80% украинских нефтеперерабатывающих мощностей и поставляющие нефть на украинские НПЗ, могут, по мнению экспертов, оказать на Киев жесткое давление.
Видимо, попыткой найти источники наполнения маршрута можно объяснить состоявшиеся в Баку переговоры. Украинская сторона даже предложила Азербайджану принять участие в концессии (долгосрочной аренде) Одесса–Броды. Пока этот вопрос законодательно не оформлен, но, как утверждают источники из украинской делегации, посетившей Баку, Владимир Литвин заверил своих собеседников в том, что соответствующий закон будет принят уже в марте. Напомним, что ранее представители украинского правительства заявляли о приоритетности участия российских компаний в концессии Одесса–Броды.
«Мы считаем, что это будет выгодно Азербайджану», – отметил в этой связи азербайджанский посол на Украине Борис Алексенко. По его словам, в национальных интересах Азербайджана – многовариантность маршрутов транспортировки нефти, поэтому Баку заинтересован в данном проекте и политически поддерживает его. Украина же, в свою очередь, ожидает, что Азербайджан пригласит ее к участию в реализации проекта евразийского транспортного коридора.
Кроме энергетических проблем, спикер украинского парламента обсуждал и возможности расширения сотрудничества на уровне ГУУАМ – организации, которую примерно полгода тому назад эксперты сочли недееспособной и практически прекратившей свою деятельность. Ранее, как известно, Молдавия и Узбекистан де-факто отказались от членства в организации. Нынешний визит украинского спикера засвидетельствовал, что Украина отказываться от участия в ГУУАМ не намерена. Более того, Владимир Литвин предложил азербайджанской стороне создать межпарламентскую ассамблею ГУУАМ по аналогии с Советом Европы. А весной этого года в Киеве состоится заседание экспертов по созданию Межправительственной ассоциации стран – членов ГУУАМ.
Киев